Posted 19 декабря 2016,, 16:05

Published 19 декабря 2016,, 16:05

Modified 8 марта, 02:32

Updated 8 марта, 02:32

Навальный как «подручный Чубайса»...

Навальный как «подручный Чубайса»...

19 декабря 2016, 16:05
Людмила Бутузова
В конце года центр «Социум» обнародовал результаты масштабного социологического исследования в регионах Центральной России (Тульская, Орловская, Брянская, Курская и Липецкая области). Часть выводов носит сенсационный характер.

По традиции в конце года межрегиональный студенческий центр «Социум» посылает гонцов «на неизведанную планету» - в малые города и поселки, чтобы на месте выяснить, как живет российская глубинка, чем ей запомнилось уходящее время, какие события в стране и мире провинциалы считают наиболее важными для себя и своей семьи, чего ждут и за что готовы бороться во имя светлого будущего. В этот раз в фокусе внимания регионы Центральной России (Тульская, Орловская, Брянская, Курская и Липецкая области). Опрошено 1000 жителей, еще 400 заполнили анкеты самостоятельно.

Групповой портрет провинциалов получился весьма привлекательным: они не ленивы, любят и хотят работать, «умеренно» пьют, умеют жить на доходы ниже прожиточного минимума, «всё отдают» детям, переживают за страну и не знают лучшего места, чем их малая родина. Если бы еще вставить зубы и найти малой родине богатого спонсора, то такому электорату вообще бы цены не было.

ДВА ПИШЕМ, ТРИ В УМЕ

Связь с внешним миром глубинка поддерживает с помощью ТВ. В каждой семье есть телевизор, интернетом пользуются всего 7% . Вопреки расхожему мнению, что зомбоящик промывает мозги в том направлении, которое выгодно власти, далеко не все жители малых городов верят тому, что говорят с экрана. Безоговорочно «доверчивых» четверть, «совершенно не верят» 10%, остальные, похоже, придерживаются позиции «два пишем, три в уме». Среди любимых передач никто не назвал политические ток-шоу, большинство понятия не имеют, что это такое. Каждый третий смотрит передачи «на темы морали», «из жизни звезд» и столько же опрошенных негативно относятся к историям, которые ТВ вытаскивает на свет божий. «Это сплетни», «Зачем ворошить грязное белье, показывать семьи и людей в плохом свете» - типичные оценки провинциалов, уверенных, что в глубинке «гораздо больше целомудрия и нравственности, чем в больших городах». Зато в провинции повально увлекаются сериалами «про ментов», практически не отличая сюжеты и героев.

Новостями ежедневно интересуются 45% населения, в основном, для того, чтобы быть в курсе событий, связанных с катастрофами, транспортными происшествиями, гибелью или пропажей людей. Об экономике и финансах, по мнению 75% опрошенных, лучше всего, т.е. «понятно, доходчиво, без политики, ближе к жизни» пишут районные газеты. Районку выписывает каждая вторая семья.

САМИ С УСАМИ

За происходящим в Украине и в Сирии провинция следит «не регулярно», но сопереживает попавшим в беду народам подавляющее большинство (95%). Почти 80% сообщили о себе, что «не интересуются политикой». На выборы ходили, но «не помнят» за кого голосовали, «не знают» и «ни разу не видели» своего депутата Госдумы. Из политиков высшего эшелона на слуху Зюганов и Жириновский, лидером «Единой России» по-прежнему считают Путина. Фамилии Касьянов, Навальный, Явлинский известны менее чем 7%, причем, в довольно интересном контексте: как «подручные Чубайса».

Своя власть явно ближе к телу. 75% «хорошо знают» главу поселения, местного депутата, 63 оценивают их работу как «удовлетворительную». Треть населения к «своей» власти относится равнодушно. Превалируют такие ответы: «она лишена материальных ресурсов», «не имеет полномочий», «не влияет на жизнь поселения». Вот как это понимать?

- За последние 10-15 лет уже около 40% населения научились обходиться без профсоюзов, партий, гражданских институтов и т.д., - говорит руководитель проекта «Личная жизнь провинции», доцент Приокского университета Наталья Самошина. - Они выстроили такую форму существования в семье и ближнем кругу, которая позволяет самостоятельно решать практически все социальные проблемы. Напряжение в отношениях с государством возникает от того, что важность их собственных усилий по достоинству не оценена. Ведь «самодостаточную» группу составляют образованные, экономически активные люди, сумевшие самостоятельно организовать в глубинке свой бизнес или подняться вверх по социальной лестнице. Им нужна не опека, а честный взаимообмен: государство думает о людях, а они имеют возможность отвечать сами за себя.

С МЫШЬЮ НЕ ДЕЛЯТСЯ

Самые серьезные проблемы, которые мешают провинциалам жить, - «ограниченный выбор работы» и «низкие доходы». На это жалуются 75% респондентов. Половина из них оценила семейный достаток «ниже прожиточного минимум». Но вот парадокс: при этом многие отказываются причислять себя к «классу бедняков». «Бедность –это когда грызешь одну корку на двоих с мышью. Мы до этого еще не дошли», - сообщил в анкете один из респондентов. Не стоит спешить с выводами о невеликом уровне притязаний провинциального населения. У большинства скромные доходы с лихвой компенсирует « семейное богатство». 34% прошенных подразумевают под этим «умение правильно распорядиться деньгами» или хозяйственные навыки жены (мужа). 17% семей «держаться на плаву» позволяют хорошие отношения с роднёй, подсобное хозяйство. В кризис почти 90% семей «сосредоточились на выращивании овощей», «завели второй огород». Две трети опрошенных считают, что «самое плохое уже позади», а почти половина верит, что «после кризиса начнется движение вперед». Светлое будущее связывают с изменением региональной политики государства, которое должно «развернуть бюджет в сторону обедневших территорий» или с появлением в их городке\поселке богатого инвестора, который, оценив трудолюбие и терпеливость населения, «откроет здесь какое-нибудь полезное производство».

ОТКРЫТАЯ КРЕПОСТЬ

Добрый дядя, похоже, еще не родился. Поэтому крепкий фундамент под будущее закладывается в семье.

- С социологической точки зрения никаких революционных или просто ярких изменений в глубинке не произошло, - уточняет Наталья Самошина. – Но за последние годы явно обозначилась «группа жизнелюбов», иная расстановка ими ценностных приоритетов – с прицелом на семью, а не на «мировую революцию». Это верный симптом, что общество избавляется от угрюмости, становится более открытым.

Еще лет десять назад, по словам социологов, на «личные темы» с ними отказывались разговаривать, считая это неважным и неинтересным. Сейчас многое изменилось: выговорившись, люди начинают сами себе нравиться больше.

Главой «ячейки общества» в провинции можно считать женщину: у 87% жён нет сомнений, что рулит семейным кораблем именно она, и только каждый пятый мужчина считает «капитаном» себя. Матриархат, похоже, вообще во благо семейному настроению: 62% домочадцев довольны тем, как распределены между ними домашние обязанности, 45% ценят созданный в доме уют, 32% ощущают потребность чаще находиться в кругу близких. Никакой радости от этого не испытывают только 7% опрошенных.

В целом же провинциальному домашнему очагу, судя по ответам, ничего страшного не грозит. В верности второй половины уверены 60% мужей. Женщины более подозрительны, но все же 45% из них в супругах не сомневаются. Любовь и страсть, по ощущениям респодентов, присутствуют в каждой третьей семье, у многих отношения строятся «на уважении», «на привычке друг к другу». При этом две трети семей ответили, что прозы жизни у них хватает, многие часто ссорятся. После скандала «быстро обо всем забывают» 30% семей, просят друг у друга прощения 10%. Самые обидчивые (3%) «не разговаривают два дня или больше». Вопреки распространенному мнению, что российская глубинка спивается, «в частом употреблении» признались всего 7% опрошенных. Остальные «пьют по праздникам» или вовсе «от случая к случаю». Другой вопрос, что праздников в календаре немало, а уж «случаев» и подавно.

Зато в провинции проживают исключительно щедрые люди. 50% охотно дают деньги в долг соседям и родственникам. 67% любят дарить подарки, накрывать столы для гостей, но, к сожалению, из-за ограниченности финансов им это удается нечасто. Для «полного счастья» многим не хватает всего-то 10-15 тысяч рублей. Заимей они эту сумму, тут же бы «вставили зубы» 42% опрошенных, потратили на детей – 33%, купили необходимые в быту мелочи – 20%. И только 2% отложили бы деньги «на черный день». В отличие от жителей мегаполисов, население глубинки не стремится за границу «посмотреть мир». Дело не в том, что средств нет – на это указали 17% опрошенных, а 46% считают – «у нас и дома хорошо».

Завистников в провинции совсем мало – можно сказать, никто не признался в этом грехе. И правильно. Зачем им такое пятно на репутации?


"