Posted 3 сентября 2014,, 20:00

Published 3 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:16

Updated 8 марта, 04:16

Место встречи в Ялте изменить нельзя

Место встречи в Ялте изменить нельзя

3 сентября 2014, 20:00
Место встречи в Ялте изменить нельзя

В наше сумбурное время, когда рушатся идеалы, отвергаются принципы и порой кажется, что земля уходит из-под ног, особую ценность обретают такие качества, как постоянство и верность традиции. Поэтому меня так взволновал и порадовал Международный телекинофорум «Вместе», который проходил на минувшей неделе в Ялте.

Это был уже XV, юбилейный, форум, но я попала туда впервые. Меня пригласил председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов. СЖР – один из главных учредителей форума. Честно сказать, телевизор я почти не смотрю, но Богданов решил подарить мне передышку: «Надо хоть на пять дней выдернуть тебя из беженской трагедии».

Действительно, эта трагедия, внутри которой я живу уже 25-й год, в последнее время (украинские беженцы!) довела меня до полного отчаяния. Бесконечные звонки и письма SOS. Пытаешься помочь отдельным семьям ходатайствами, а главное – хоть как-то повлиять на судьбы многих строчками в газете – все бесполезно. Раньше удавалось все-таки порой достучаться до властей, теперь же, как любит повторять мой афоризм Богданов: «На нашу свободу слова нам отвечают... свободой слуха».

В общем, приехала я в Ялту с ощущением бессилия нашей журналистской профессии, а это для меня – простите за высокопарность – равнозначно потере смысла жизни. Думала: да как можно наслаждаться искусством и красотой Ялты, когда совсем рядом идет такое дикое кровопролитие? Последняя моя статья об украинских беженцах заканчивалась ссылкой на данные ООН: «В течение последних четырех месяцев в зоне вооруженного конфликта на Украине погибает не менее 60 человек в день». Как можно эту страшную цифру забыть?

Было ещё одно обстоятельство, вызывавшее во мне чувство некой греховности. Дело в том, что Крым – моя родина, здесь прошли детство и юность (до поступления в МГУ), на симферопольском кладбище Апдал у меня 11 родных могил, в доме, где я родилась, живет мой брат с семьей... Конечно, в свое время мне было немножко обидно, что мой Крым, непонятно зачем, Хрущев подарил Украине, и что в школе мне вручили золотую медаль с надписью на украинском языке. Впоследствии, когда стали вспыхивать межнациональные конфликты в самых заповедных уголках земли (Югославия, Приднестровье, Абхазия и т.д.), я все время переживала за Крым и не раз говорила моим крымским родственникам: «Ну не так уж вас украинизируют. Пусть Крым считается не Россией, лишь бы не было войны».

А вот теперь – война. И ведь понимаю же я, что первоначальным толчком войны, а значит, и разразившейся беженской трагедии (подумать только: больше 800 тысяч обездоленных украинских граждан хлынули в Россию, и еще неизвестно, хватит ли у нашей страны милосердия и финансов вынести такое масштабное бремя гостеприимства) стала та самая восстановленная историческая справедливость под названием «Крымнаш». Постоянно общаясь с украинскими беженцами, чувствую себя виноватой перед ними, но в то же время в душе радуюсь, что мой Крым вернулся в Россию.

Наверное, такие двойственные чувства испытывала, приехав на форум в Крым, не одна я. Правда, во многих выступлениях звучало: «Каким пророческим оказалось название «Вместе», данное форуму 15 лет назад». Имелось в виду, что теперь, мол, мы действительно вместе с Крымом, а Ялта – снова российский город. Так совпало, что именно в эти дни 70 лет назад Крым был освобождён от фашистских захватчиков, кто-то даже проводил аналогию... Но главной интонацией форума все-таки была тревога о том, что творится в Украине, которая была ведь самой родной нам из всех стран мира и с которой теперь мы оказались «не вместе».

На прежних форумах было много украинских фильмов и телепередач. Теперь в конкурсе участвовали 32 страны, приславшие 140 игровых телефильмов (по 10 номинациям) и 250 телепередач (по двум номинациям). Но с Украины – ничего. Понятно: им не до того, у них – война. Но разве это чужая нам война? Не случайно Гран-при форума завоевал документальный фильм «Первая мировая. Самоубийство Европы» (телеканал «Россия»), а среди игровых фильмов Гран-при получил мини-сериал Владимира Хотиненко «Бесы» по роману Достоевского.

Неизменная традиция – возложение венков к двум памятникам, которые подарил Ялте форум. Это памятник одному из основателей советской кинематографии Александру Ханжонкову и ставший местом паломничества «Антон Чехов и дама с собачкой». Памятник Ханжонкову стоит вблизи здания ялтинской киностудии, которую называли в свое время «советским Голливудом». Сейчас студии нет. На ее зданиях висят таблички – «частная собственность».

Знаменательно, что завершение форума происходило в Ливадийском дворце. Здесь в последний раз счастливо отдыхало семейство Николая II (кстати, одну из наград получил телесериал «Романовы»). Именно здесь в Ливадийском дворце встретились главы трех стран-победительниц: Сталин, Рузвельт и Черчилль.

Хоть не смогла я забыть в Ялте об украинских беженцах, да как забудешь, если они работают и в гостинице, и в ресторанах. Подвозивший меня таксист Олег оказался беженцем из Донецка, желающим переселиться на Дальний Восток. Дала ему, конечно, координаты общественной организации во Владивостоке. Но горькие чувства, с которыми я ехала в Крым, все-таки отступили. Ведь жизнь, несмотря на войну, продолжается, и, значит, каждый должен делать для приближения мира то, что он может. Достоевский считал, что красота спасет мир. А, может быть, случится чудо, и нас спасет от ненависти, от войны доброта и щедрость русской культуры?

Автор – председатель исполкома «Форума переселенческих организаций»

"