Posted 29 июня 2021,, 18:35

Published 29 июня 2021,, 18:35

Modified 7 марта, 13:25

Updated 7 марта, 13:25

Угроза уничтожения нависла над ЦДРИ

29 июня 2021, 18:35
Лариса Бравицкая
Варварское уничтожение культурного наследия стало «доброй» традицией чиновников-временщиков, имеющих к культуре такое же отношение, как, например, медведь к симфоническому оркестру.

Начало этому беспределу было положено в 90-е, когда в результате поджога выгорело до тла здание ВТО (Всероссийское Театральное Общество). Выделенное здание на Арбате под нужды переименованного из ВТО в Союз Театральных Деятелей (СТД), родным Домом для актеров так и не стал. А дальше, как говорится, понеслось…

Только за прошлый год Москва потеряла 23 исторических здания.

Про противостояние жителей Ивановской Горки и Хохловки и застройщика, пытающего уничтожить исторический облик последнего оплота Старой Москвы, этого легендарного пятачка, можно слагать легенды, снимать кинокартины, рассказывать потомкам.

Жители отчаянно борются за свой район так, как боролись за Москву 28 панфиловцев.«Впереди враг, позади Москва, отступать некуда!»

Я не оговорилась. Как-то незаметно мы перешли грань, оставив за чертой доверие к властям, уважение, причем, взаимное.Теперь жители города и городские власти находятся в непримиримом противостоянии, противоборстве, в необъявленной войне.

Что касается ЦДРИ, то он расположен в здании бывшего Московского немецкого клуба, дом Торлецкого-Захарьина.

Об истории этого дома, о вкладе в мировую культуру и искусство можно писать отдельную, увлекательную книгу.

Я лишь напомню о том, что в этом помещении Московского немецкого клуба, 24-х летний Константин Станиславский играл Ихарева в любительском спектакле по пьесе Н.В.Гоголя "Игроки".До открытия знаменитого Московского Художественного театра оставалось целых 11 лет (год создания театра 1898).

Именно в этом здании Станиславский впервые выступил и в качестве режиссера.

Так, на сцене этого клуба с успехом прошел спектакль «Плоды просвещения», куда на роль Бетси молодой режиссер К. С. Станиславский пригласил дочь известного певца Ф. П. Комиссаржевского — Веру.

Таким образом, на этих подмостках родилась еще одна легенда мирового театрального искусства, великая актриса Вера Комиссаржевская.

Пять или шесть своих первых спектаклей поставил в этом здании начинающий режиссер Станиславский, о чем свидетельствует установленная на стене дома мемориальная доска.

25 февраля 1930 года по инициативе наркома просвещения Луначарского был создан ЦДРИ.

А в 1938 году Правительство Советского Союза выделило Центральному Дому работников искусств это великолепное здание, с роскошной кованной парадной лестницей, залами, лепниной.

Интересно, что реставрацию здания осуществляли на взносы деятелей искусств и при их непосредственном участии.

Артисты выступали с концертами, сборы от которых шли на ремонт дома. Художники К.Ротов, К.Елисеев, М.Черемных выполнили роспись фойе, Кукрыниксы, Н.Мусатов и Б.Родионов оформляли зрительный зал.

Народная артистка РСФСР Рина Зеленая вспоминала: «Все кабинеты жужжали, как ульи. Там репетировали, там ремонтировали; кричали художники; бурно кипели собрания, совещания…

Вечерами еще лучше: два, три, четыре мероприятия одновременно.

Там – диспут, тут – чтецы, выше – университет, ниже – встреча с приехавшим из-за границы писателем…

Мы проводили в клубе дни и ночи напролет, выдумывая и сочиняя, экспериментируя и обобщая взахлеб. И потом, аудитория воспитывала. Когда, знаете ли, в зале сидят Маяковский, Москвин, Качалов, тут уже играть без полной самоотдачи нельзя…»

С момента официального открытия Дома в 1938 году и вплоть до сегодняшнего дня, двери ЦДРИ никогда не закрывались, ни на один день, даже в годы Великой Отечественной войны.

Именно отсюда на фронт уходили фронтовые актерские бригады.

В 1942 году при ЦДРИ был организован госпитально-концертный отдел. Артисты давали для раненых по 80-100 концертов в месяц.

Но ЦДРИ, связан с именами не только К.С. Станиславского, Вертинского, Комиссаржевской, художника Верещагина и др.Здесь бывали почти все популярные, знаменитые артисты, музыканты, певцы, писатели, поэты.Принимал ЦДРИ деятелей искусства, культуры и из зарубежных стран:Луи Арагон, Эльза Триоле, Ив Монтан, Дин Рид, Симона Сеньоре, Бертольд Брехт, Елена Вейгель, дирижер Леопольд Стоковский, греческий поэт Яннис Рицос, датский художник Херлуф Бидструп, английский писатель Джеймс Олдридж и др.

ЦДРИ был одним из немногих культурных центров Москвы, где в эпоху тоталитарной советской цензуры, зрители могли познакомиться с «неофициальным» отечественным и зарубежным искусством.

Здесь устраивались выставки художников-«неформалов», просмотры фильмов, не пропущенных в широкий прокат, и т.п.

Например, Андрей Тарковский и Александр Сокуров показывали в ЦДРИ свои фильмы, не допущенные на большие экраны.

В бандитские 90-е годы Правительство Москвы переоформило это здание на себя, обложив ЦДРИ арендной платой.

Сегодня, эта ежемесячная арендная плата достигла беспрецедентной цифры и составляет 3,5 миллиона рублей в месяц, не включая НДС! Это в месяц!

Откуда взялась такая стоимость аренды? Непонятно.

Но понятно одно: за этой катастрофической цифрой стоит желание поскорее вышвырнуть деятелей искусства из родного дома, само здание пустить «под нож».

Очень уж притягательное для бизнеса местоположение у этого дома, ул.Рождественка, Пушечная, Кузнецкий Мост…

А ЦДРИ, уникальное здание, культура, искусство, традиции, историческая память, равно как и наследие, - это слишком тонкие понятия для девелоперов, застройщиков и московских чиновников.

Это даже не обращение, а крик души.«Нас пытаются выселить из этого здания!!! Спасите! Помогите! Верните Дом деятелям искусства!!!» - взволнованно произносит на камеру хрупкая женщина на фоне здания ЦДРИ, за судьбу которого она борется в одиночестве уже несколько лет.

Увидит ли видео-обращение Е.В. Смирновой наш Гарант? Прочтет ли мою колонку?Или еще один глас вопиющего в пустыне, также потонет в грохоте отбойных молотков, добивающих растерзанное, изнасилованное тело Старой патриархальной Москвы? Не знаю…

Но русский человек всегда жил верой в государя, справедливость суда и надеждой, что «вот приедет барин, барин нас рассудит».

"