Posted 31 октября 2016, 18:39

Published 31 октября 2016, 18:39

Modified 8 марта, 02:55

Updated 8 марта, 02:55

Стагнация как признак стабильности

31 октября 2016, 18:39
Специалисты Высшей школы экономики увидели в октябре улучшение делового климата и в распространенном в понедельник обзоре спрогнозировали «стабилизацию стагнации» в этой сфере. Свежий мониторинг Минэкономразвития полностью развенчал их оптимизм.

Специалисты ВШЭ при составлении обзора исходили из обобщенных мнений руководителей крупных и средних российских промышленных предприятий, которых опросили в октябре. При этом список респондентов неизвестен.

«В отчетном месяце произошло достаточно примечательное событие, связанное с позитивным изменением состояния делового климата в промышленности», - начинают «за здравие» аналитики ВШЭ. В частности, «главный результирующий композитный индикатор исследования – сезонно скорректированный Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) по промышленности после полугодового помесячного «стояния» на отметке (–5%) сдвинулся в позитивном направлении, улучшив свое значение на 1 п. п. до отметки (–4%)», - делают смелый вывод авторы «опуса», но тут же страхуются, отмечая, что, «несмотря на заметные адаптационные процессы, которые демонстрирует российская промышленность последние полгода, ИПУ находится в отрицательной зоне, означающей присутствие неблагоприятного делового климата в отрасли».

Весь обзор действительно строится по принципу «один шаг вперед - два шага назад». Более того, авторы преуспели в трансляции набора экономических неологизмов, правда, с предельно размытой смысловой нагрузкой.

Адаптацию экономических агентов к «новой нормальности» в ВШЭ считают добрым знаком. «Сегодня, уже с большей долей уверенности, можно констатировать, что мы, как минимум, в ближайшей перспективе не увидим падения промышленного производства на (–4, –5%), характерного для помесячной динамики прошлого года. По большому счету даже сентябрьский спад промышленности на 0,8%, зафиксированный Росстатом, нельзя рассматривать как перелом позитивной тенденции…По-видимому, отсутствие очевидных факторов роста вынудит промышленность в ближайшие полтора-два года пребывать в зоне стабильной стагнации в пределах (0,4%) – (1,8%) экономического роста», - шикуют эксперты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

А вот в МЭР продолжают быть последовательными пессимистами. В распространенном ведомством мониторинге говорится, наоборот, об осеннем ухудшении (в сентябре) ситуации в промышленном производстве и возобновление общего спада экономической активности.

Рассчитываемый министерством сезонно сглаженный индекс промпроизводства после подъема в августе (+0,3% к июлю) вновь вышел в минус (-0,2%). Основным драйвером падения стало ухудшение показателей в секторе обрабатывающих производств, где спад (по сравнению с августом) составил сразу 0,4%, тогда как еще в августе в секторе был зафиксирован прирост в 0,5%. В годовом исчислении спад производства на заводах и фабриках составил в сентябре сразу 1,6% (в августе было +0,1%).

Объем производства легковых автомобилей в сентябре сократился в годовом исчислении на 3,6%, трикотажа — на 4,9%, обуви — на 9,7%, чугуна — на 9,9%, стальных труб — на 12,8%.

Впрочем, есть и локальные успехи: химическое производство продолжает демонстрировать уверенный рост. По итогам сентября его прирост составил 2% (год к году), по итогам девяти месяцев — 4,6%. При этом объемы производства удобрений в сентябре выросли на 6,1%, а синтетических каучуков — сразу на 25%. В большей степени это объясняется эффектом низкой базы.

Но эти «вспышки» активности не ломают общей картины.

Отрицательную динамику в сентябре 2016 года показал и индекс ВВП. В августе ведомство сообщало, что после исключения сезонного и календарного факторов объем ВВП по сравнению с провальным июлем вырос на 0,3%. Новые данные свидетельствуют о возобновлении спада — в годовом исчислении объем ВВП в сентябре сократился на 0,7%, а в месячном (за вычетом сезонного и календарного факторов) — на 0,2%, делают вывод в МЭР.

Получается удивительная вещь – МЭР более откровенно в негативной оценке экономической ситуации, нежели эксперты Высшей школы экономики. А что говорят другие исследования?

«Как можно говорить о том, что ситуация в экономике улучшилась, если сентябрьский показатель по промпроизводству минус 0,8 % – это худший показатель с февраля месяца, то есть за последние полгода более низкого месячного показателя падения промпроизводства не было, это, с одной стороны, не много, но, с другой, это хуже, чем летние показатели, - недоумевает в беседе с «НИ» Игорь Николаев из ФБК, заочно полемизируя с экспертами ВШЭ. - Кстати, показатели и в других «принципиальных» с точки зрения ведения статистики секторах экономики тоже падают – в строительстве минус 4, 2 % в сентябре (к сентябрю 2015 года), розничная торговля минус 3,6%».

По его словам, «эта игра в дефиниции недопустима – есть показатели Росстата, другой статистики у нас нет, на нее нужно опираться, и это даже лучше для исследовательских центров – если официальная статистика показывает падение, то не надо ничего придумывать»

«Это даже не стабилизация стагнации – у нас продолжается снижение, да, темпы падения замедлились – прошлый год ВВП минус 3,7%, в этом сентябре падение 0,7%, меньше, но это хуже, чем ожидали, - продолжает Николаев. - Причем замедление темпов падение временное – с начала следующего года оно ускорится».

«Формула» неуспеха Николаева проста. «Если те глубинные проблемы, которые породили этот кризис, не исчезли, структурные проблемы – они остались, внешние шоки – они тоже остались – цены на нефть невысокие остаются – 50 долларов за баррель, а для нас это низкие цены, санкции остаются, контрсанкции тоже, с чего вдруг должен произойти разворот к росту? Оценка ФБК – в следующем году падение продолжится, прогноз - в районе минус 1%, может чуть больше (ВВП)».

Понятно, что экономические прогнозы будут и дальше появляться с завидной периодичностью, самое сложное будет выбрать наиболее честный из этого списка «опусов», а они, безусловно, есть. Но не покидает, тем не менее, ощущение, что вся эта кампания с экономическими обзорами все больше напоминает «битву» детективов против экстрасенсов.

Подпишитесь