Posted 15 марта 2016,, 21:00

Published 15 марта 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:15

Updated 8 марта, 03:15

Страсти по мельдонию

Страсти по мельдонию

15 марта 2016, 21:00
Страсти по мельдонию

Вторую неделю мир сходит с ума по мельдонию. Или милдронату – под таким названием препарат свободно продается в любой аптеке. Обрушивший карьеры ряда звезд спорта первой величины, он вмиг стал фантастически популярным. А жители Риги сообразили использовать скандал для привлечения туристов. «Добро пожаловать на родину милдроната!» – стихийное творчество пришлось по вкусу даже мэру латвийской столицы Нилу Ушакову.

После громыхнувшего скандала спрос на мельдоний вырос уже в два раза. Знакомые фармацевты свидетельствуют: в московских аптеках нет отбоя от желающих испытать на себе свойства жуткого допинга. Каюсь, примкнул к их числу и я. На первую тренировку «под милдронатом» вышагивал окрыленный, преисполненный надежд. А вдруг проснутся во мне разом ударная мощь Майка Тайсона, тактический гений Флойда Мэйвезера и резвость молодого Роя Джонса? Вот тогда… Разочарование было суровым. Ни порхать, как бабочка, ни жалить, как пчела, коварный мельдоний меня не научил.

Тем более пакостными выглядят нападки на настоящих спортсменов. Кто-то из конькобежцев договорился аж до того, что лишь благодаря милдронату Павел Кулижников владеет высочайшей техникой и скоростью передвижения по ледовой дорожке. Следом пронесся слух: психологический прессинг чуть не довел спринтера до суицида. Сам Кулижников, к счастью, опасения опроверг. Как бы ни мечталось недоброжелателям, Павел, скорее всего, не будет лишен мирового рекорда на дистанции 500 метров, даже если установил его во время применения милдроната. 20 ноября он первым в истории выбежал из 34 секунд (33,98): на тот момент мельдоний уже был признан WADA допингом, однако официально запрещен еще не был.

Марии Шараповой сейчас тоже не сладко. Но вот парадокс: лучшие теннисисты современности Новак Джокович и Серена Уильямс ее поддерживают, а -дцатые ракетки мира атакуют с таким остервенением, будто россиянка, извините, им суп пересолила. Одна из этих безвестных мадам хочет лишить Шарапову всех титулов, другая считает Марию... мутантом. Мол, это на милдронате девушка при «обычных» родителях вымахала до 188 сантиметров. Что ж, Шараповой остается лишь терпеть идиотские комментарии. На каждый роток не накинешь платок. Свобода слова, знаете ли.

Эффект от запрета мельдония тем временем приобретает масштабы вселенской катастрофы. По состоянию на сегодняшний день на использовании вещества попались уже свыше 100 атлетов – и нет сомнений, что данный список будет только расти. Удовлетворенный размахом деятельности своей организации глава WADA Крейг Риди в понедельник дал понять: из стоп-листа милдронат исключен не будет. Хотя изобретатель препарата Ивар Калвиньш предупреждает: отказ от мельдония обязательно приведет к резкому повышению смертности среди спортсменов. А люди с потенциальными нарушениями работы сердечно-сосудистой системы вообще потеряют возможность заниматься спортом. Как подчеркивает Калвиньш, непосредственно на результаты милдронат не оказывает никакого влияния. Это не эритропоэтин, не бромантан и даже не «маскировщик допинга» фуросемид, на которых наши атлеты попадались в прежние годы. Ученый, кстати, считает признание мельдония допингом политически и коммерчески мотивированным. Процесс ведь инициировало Антидопинговое агентство США, которое, по мнению Калвиньша, зачищает рынок под монополию американских кардиопротекторов.

Ладно, эмоции в сторону. Dura lex, sed lex – закон суров, но это закон. Можно ли было избежать нынешнего скандала? Не просто можно, а жизненно необходимо. В том, что случилось, вины спортсменов меньше всего. Ну не дураки же они совсем – лишать себя любимого дела и достатка! Никто в здравом уме не стал бы умышленно принимать милдронат после его запрета, надеясь не попасться на допинг-контроле. Это нонсенс. Совсем другой вопрос – а были ли наши атлеты осведомлены об изменениях антидопинговых правил? Их удел – тренироваться и выступать на соревнованиях. Отслеживать нюансы обязаны доктора, менеджеры, администраторы, агенты – да кто угодно.

В общем, отнюдь не Шарапова, Кулижников и остальные обвиненные должны выслушивать упреки в применении «нелегальных методов борьбы». Или известие об изменении статуса милдроната свалилось на их врачей как снег на голову? Спрашивать нужно с чиновников профильных федераций и руководящих спортивных организаций страны, великое множество коих протирает штаны в теплых местечках. Это чиновники проморгали ситуацию, но избегут всякой ответственности. А дисквалификации впаяют спортсменам.

Автор – редактор отдела спорта «НИ»

"