Рус
Eng

Отцы родные! Почему крепостное право стало главной государственной скрепой

Отцы родные! Почему крепостное право стало главной государственной скрепой
Мнение

6 октября, 23:02
Дмитрий Лучихин
Философ
Моральная ответственность за малых сих, переживаемая представителями российской власти и привластной элиты — и есть моральное оправдание права власти над народом.

Школьное знание создаёт ту иллюзию, что до начала гуманистической эпохи, человеком двигали исключительно эгоистические мотивы. Ну, за исключением единичных «предтеч».

На самом деле, гуманистической и эгоистичные мотивы, сосуществовали в социальном пространстве всегда. Сколько существует разумная форма бытия. Но были менее дифференцированы, и ещё не противопоставлялись друг другу: отношение к другому как к домашнему котику, которого нужно холить и лелеять, а от него ждать лишь мурчания; или уж сразу, как к предмету и полезной вещи: аборигенам свинофермы там, или птицефабрики. По делу и без сантиментов.

Когда мы обращаемся к истории крепостного права, благодаря школьной программе мы видим в нем лишь желание зафиксировать право использовать других к своей выгоде. Владеть ими ради своей же пользы. С этого инфантильного «знания», укорененного в школьные годы даже в развитом, в дальнейшем, сознании - берут начало такие перлы, как религии, придуманные для оболванивания масс и государственные институты, придуманные для удобства эксплуатации. Но в действительности крепостное право - в не меньшей степени было проявлением заботы о туземцах. Снисхождением к их убогости в свете образцов, используемых элитарной, владеющий и организующей его частью общества. Способом вменить ее представителям ответственность за дикарей. Вот так сегодня, предприниматель, нисколько не отказываясь от личной пользы, имеет в виду, что не только эксплуатирует своих работников, но и даёт им работу, обеспечивает недоступный им индивидуально, уровень жизни.

Крепостное право лучше любого рассуждения и исследования говорит нам о сложившемся взаимовосприятии друг друга населением и его властью. Вот это объективно сформировавшееся расслоение, не только позволяющее неограниченно использовать население на благо избранных, но и переживать благородную жертвенность ответственности в целостном акте отношения с «народом» - и есть родовое проклятье России. Ее характерная особенность, проступающая сквозь все, самые разные, самые идеологически непримиримые варианты власти в истории.

Даже более: эта ситуационно-естественная моральная ответственность за малых сих, переживаемая представителями власти и привластной элиты — и есть моральное оправдание права власти над народом.

По сути, непосредственно переживаемая моральная оправданность власти — и есть Россия. И это именно та Россия, с утратой которой не готовы смириться самые радикальные либералы и противники режима.

То «светлое» переживание России, которое они лелеют в душе, это и есть переживание моральной оправданности патернализма в отношениях с обществом. Естественно — их собственного патернализма. Просвещенного и гуманного.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter