Posted 6 февраля 2017,, 11:07

Published 6 февраля 2017,, 11:07

Modified 8 марта, 02:38

Updated 8 марта, 02:38

Трамп готовится девальвировать доллар

Трамп готовится девальвировать доллар

6 февраля 2017, 11:07
Дмитрий Голубовский
Президент США Дональд Трамп и его советник Питер Наварро на прошлой неделе выступили с критикой трёх основных торговых партнёров США: Германии, Японии и Китая, обвинив их в девальвации своих валют. Не исключено, что США готовит свой ответ, который потрясет мир

Наварро в интервью FinancialTimes заявил, что евро является «скрытой немецкой маркой», и что Германия использует «сильно недооцененный евро» для «эксплуатации своих американских и европейских партнеров». «Структурный дисбаланс в торговле между Германией и другими странами ЕС, да и с США, подчеркивает неоднородность ситуации внутри европейского экономического блока. Поэтому TTIP по факту является многосторонним договором в двусторонней обертке», – сказал господин Наварро, указав на Германию, как на главное препятствие к заключению соглашения TTIP.

Вслед за Наварро, Трамп в конце заседания в Белом доме с руководителями фармацевтических компаний отклонился от обсуждения цен на лекарства в сторону справедливой оценки валют. Посетовав, что производители лекарств перенесли значительные производственные мощности за пределы США, Трамп в резкой форме обвинил торговых партнеров США в валютном демпинге, прямо указав на Китай и Японию. «Все другие страны живут девальвацией. Смотришь, что делает Китай, смотришь, что годами делала Япония. Они, они играют с валютным рынком, они играют с девальвацией рынка, а мы сидим как кучка дураков», – сказал Трамп. Стоит отметить, что Трамп критиковал Китай за заниженный курс юаня еще во время своей предвыборной кампании.

Помимо словесных заявлений, выражающих недовольство Трампа существующим форматом международной торговли, на прошлой неделе последовали и знаковые действия. Министерство торговли США вынесло окончательное определение, что китайская сталь производится в условиях субсидирования производителей и продается по демпинговым ценам. Министерством утверждены антидемпинговые пошлины в размере от 63.86% до 76.64% и антисубсидионная ставка 75.60% в отношении одной из китайских компаний. Пошлины вступят в силу сроком на пять лет, если Комиссия по международной торговле окончательно одобрит свое ранее сделанное заключение, что американским производителям стали наносить ущерб.

Как расценивать поступающие из США сигналы? Взглянем на ситуацию с валютными курсами объективно.

Первое: по паритету покупательной способности японская йена сегодня недооценена к доллару менее чем на 10%. Меньше, чем британский фунт. Кстати, в отношении Великобритании и ее стремления выйти из ЕС Трамп демонстрирует благосклонность. Текущая неоцененность йены вполне укладывается в рамки той волатильности, которую валюты демонстрируют в последние годы, когда валютный рынок лихорадит от действий Центробанков. Еще летом прошлого года йена была как раз на 10% дороже. Четыре года тому назад она была дороже примерно на 40%. Объективных оснований обвинять Японию в систематическом валютном демпинге не просматривается.

Второе: Центробанк Китая с августа 2015-го года в рамках своей политики перехода к плавающему курсу юаня не проводил интервенций против национальной валюты, а, напротив, потратил около полутриллиона долларов, чтобы обеспечить ее плавную девальвацию. Это дорогостоящее вмешательство было необходимодля поддержания экономического доверия и предотвращения беспорядочного обесцениванияюаня на фоне оттока капитала из Китая после схлопывания пузыря китайского фондового рынка в начале лета 2015-го. Странно обвинять в валютном демпинге страну, которая тратит валютные резервы на то, чтобы предотвратить резкое падение курса национальной валюты, защищая этим, в том числе, и американские инвестиции в свою экономику.

Наконец, третье. Да, евро действительно, ощутимо недооценено сегодня к доллару по паритету покупательной способности. «Справедливый» курс евро должен находиться где-то в диапазоне 1.25-1.30 долларов за евро. Но, во-первых, еще три-четыре года тому назад он был выше, и это было одной из причин серьезных экономических проблем стран европериферии. Во-вторых, Германия, все время, пока шел долговой кризис в еврозоне, была главным защитником сильного евро в Европе, настаивая на бюджетной дисциплине, программах рефинансирования и реструктуризации проблемной суверенной задолженности, в противоположность американскому подходу выкупать все, что потеряло ликвидность, на баланс Центробанка. Именно разница в подходах к выходу из кризиса 2008-2009 привела к усилению евро против доллара, которое оказалось не по силам вовсе не Германии, а, в первую очередь, Италии. Неслучайно для проведения европейского варианта политики «количественного ослабления» во главе ЕЦБ был поставлен итальянец Марио Драги. И сегодня, когда ЕЦБ обозначил сроки сворачивания своей программы, именно германские финансовые круги критикуют ЕЦБ за недостаточную решимость в этом вопросе. Обвинять Германию в валютном демпинге, когда она стремиться препятствовать дальнейшему обесценению евро и критикует ЕЦБ за мягкость, значит грубым образом игнорировать факты.

А факты говорят в пользу того, что у американцев нет существенных причин быть недовольными своими торговыми партнерами. Все они более или менее честно соблюдают достигнутый при создании G20 консенсус не манипулировать валютными курсами с целью получения долгосрочных торговых преимуществ.

Создается впечатление, что американцы проводят «словесную артподготовку» для того, чтобы начать делать то, в чем обвиняют своих торговых партнеров, а именно: девальвировать доллар с целью повышения конкурентоспособности собственного экспорта. Если Трампу удастся повлиять в нужном ключе на ФРС США, и ФРС США откажется от дальнейшего ужесточения денежной политики, это может стать концом установившегося после кризиса 2008-2009 в рамках G20 хрупкого мирового порядка. Сама G20 станет бессмысленным международным форматом. Это станет и концом сильного доллара, верой в силу которого инвестбанкиры кормили инвесторов последние несколько лет, на чем до сих пор держался долговой и рос фондовый рынок США. Все, кто инвестировал в номинированные в долларах долговые бумаги, получат двойной удар: от девальвации доллара и от изменения кривой доходности вследствие роста инфляции. В мировых финансах снова наступит время очень высокой волатильности и неопределенности, в мировой торговле – войны всех против всех, ведущей к непредсказуемым последствиям. И только золото, находившееся в последние годы под давлением легенды о восстанавливающейся американской экономике, которая, по мнению Трампа, его ближайших помощников и советников, на самом деле, загибается под тяжестью сильного доллара, станет светить инвесторам все ярче.

"