Posted 15 сентября 2016,, 11:25

Published 15 сентября 2016,, 11:25

Modified 8 марта, 02:48

Updated 8 марта, 02:48

Куда покатится бочонок нефти

Куда покатится бочонок нефти

15 сентября 2016, 11:25
Замминистра финансов РФ Максим Орешкин накануне сделал заявление о том, что его ведомство готовится к стрессовому сценарию на ближайший год, в соответствие с которым нефть будет стоить 30 долларов за баррель.

Для людей непосвященных такой прогноз может выглядеть достаточно неожиданным: почему 30, если в последние месяцы нефть «устаканилась» в диапазоне 45-50 долларов за баррель, и скорее, она может не упасть в цене, а подняться, если в конце сентября страны-экспортеры договорятся о заморозке добычи.

Однако, замминистра Орешкин, безусловно, знает, о чем говорит. Нынешний уровень нефтяных цен представляется весьма неустойчивым. Ведь практически все основные нефтедобывающие страны в последнее время обновляют месячные рекорды по добыче: это касается и России, и Саудовской Аравии, и Ирака, и Кувейта, и ОПЕК в целом. Еще один крупный игрок – Иран – ускоренными темпами наращивает свою нефтедобычу до досанкционного уровня и вот-вот своего достигнет.

В общем, нефти на глобальном рынке – хоть залейся, а спроса на нее нет. Во всяком случае, Международное энергетическое агентство (МЭА), проанализировав вялый экономический рост по миру, буквально вчера обнародовало прогноз о том, что спрос на «черное золото» сократится не только в этом, но и в следующем году. В ситуации когда, предложение существенно превышает спрос, товар – в данном случае, нефть – по всем законам рынка просто не может не подешеветь.

Дополнительная угроза баррелю исходит от Федеральной резервной системы США, от которой многие специалисты ждут скорого (возможно, уже в конце сентября) повышения учетной ставки. Если это случится, весь финансовый мир воспримет это как сигнал к усилению доллара, и реакцию инвесторов несложно предсказать: все свои ресурсы они кинут в долларовые активы, высвобождая их с других рынков – в частности, нефтяного. Такое развитие событий добавляет баррелю шансов на падение.

Правда, в ответ на эти доводы оптимисты могут сказать, что не за горами встреча ОПЕК в Алжире, на полях которой все страны-экспортеры должны договориться о замораживании уровней добычи «черного золота». Если это произойдет, то рынок без сомнения получит столь мощный сигнал, что цена барреля устремится вверх. Венесуэльский лидер Николас Мадуро – главный лоббист и идеолог предстоящей встречи – считает, что при наличии договоренностей, мир очень скоро увидит нефть по 60, а затем и по 70 долларов. Да и Международный валютный фонд не исключает в обозримой перспективе достижения цены в 75 долларов за баррель при условии договоренности стран-экспортеров.

Однако, есть здесь одно «но» – эти самые договоренности могут и сорваться, как сорвались они в ходе предыдущей попытки договориться в апреле в катарской Дохе. Тогда тоже казалось, что все «на мази», но неожиданно возникшие разногласия между Эр-Риядом и Тегераном похоронили все дело. Данный сценарий может повториться и через две недели в Алжире, ведь Иран все еще не достиг досанкционного уровня добычи, а без этого он идти на заморозку не согласен. И если снова произойдет срыв – рынок получит уже другой, прямо противоположный сигнал, и к гадалке не ходи – баррель активно покатится вниз. Хорошо еще если затормозит на предсказанном Максимом Орешкиным рубеже в 30 долларов, а то ведь может рухнуть и ниже.

Так какой же сценарий реализуется и сколько будет стоить баррель в ближайшей перспективе? У вашего покорного слуги нет ответа на этот вопрос. Как нет его и ни у кого другого. Вернее ответов великое множество: за последние месяцы серьезные аналитические центры и видные деятели энергетического рынка из разных стран обнародовали массу сценариев развития событий, в рамках которых можно найти любые варианты грядущей цены барреля. В результате, каждый желающий, пошарив 5 минут и Интернете, может выбрать себе любой «авторитетный» прогноз по душе – от 15 до 160 долларов за баррель, в зависимости от того, за какую нефть он «болеет» – дешевую или дорогую…

Попытка подвести под эти прогнозы какую-то фундаментальную базу тут же натыкается на совершенно противоположный набор факторов. А все потому, что нефть – биржевой товар, и ее сиюминутную стоимость определяют не столько все эти факторы – объем и себестоимость добычи, уровень спроса и предложения - сколько настроения биржевых игроков, которые чисто математически не измерить.

Соответственно, спрогнозировать цену нефти нельзя – ее можно только случайно угадать. Ну, или не угадать, что происходит с аналитиками всего мира гораздо чаще. Лет десять назад мне довелось брать интервью у Егора Гайдара, и на мою просьбу спрогнозировать стоимость барреля на тот год, он ответил: «Лучший способ для экономиста подорвать свою репутацию – начать предсказывать цену на нефть». Наверняка Егор Тимурович не мне одному сказал подобные слова, поскольку фраза эта стала для аналитиков канонической. И хотя ее автора давно уже нет на этом свете, правильность его тезиса вовсю подтверждается и сегодня.

"