Posted 7 января 2018, 15:49
Published 7 января 2018, 15:49
Modified 7 марта, 17:04
Updated 7 марта, 17:04
Это, друзья мои, не мистика и не попытка навязать христианство всем остальным - от идолопоклонников до агностиков. Это просто история мировой цивилизации, которая не есть сумма локальных цивилизаций, а некое связное единство.
Так вот. Худо это или хорошо, но к XVIII веку вся планета была завоевана (покорена, колонизирована) христианской Европой, к которой относится и Россия - Поволжье и Сибирь были завоеваны русской христианской цивилизацией. Да, тогда было жестокое время, и всё это делалось силой оружия (как, впрочем, средневековые и более ранние экспедиции одной какой-то цивилизации против другой, имевшие место на Ближнем и Дальнем Востоке, в Центральной Америке и в Африке; другое дело, что там дело начиналось и оканчивалось резней, и более - в историческом смысле - ничем).
Что мы имеем в результате? В результате, кроме всех ужасных насилий, христианская цивилизация распространила по планете следующее: медицину, гигиену, идею и практику народовластия, и самое главное - идею человека. Не раба, крестьянина, чиновника и царя, а «человека вообще», который равен любому другому перед Богом. Соответственно - идею прав человека и мысль о ценности любой человеческой жизни; идею свободы; идею народного суверенитета. Это, кстати, стало фундаментом деколонизации и борьбы за права и за восстановление прав угнетенных народов. То есть, грубо говоря, борьба за свободу народов Африки и Азии, и за права африканцев и азиатов как отдельных личностей - это результат той же жестокой экспансии крестоносцев и колонизаторов, но через две ступеньки.
Итак, мировая цивилизация - это ценности прав и свобод человека, народовластия и народного суверенитета, помноженные на достижения в области инфраструктуры, на транспорт и связь, и социальную гигиену - что тоже является изобретением, родившимся внутри христианской цивилизации. Никто не отрицает вклада нехристианских культур в мировую культуру (в области математики, астрономии, метафизики и искусства прежде всего). Однако сам разговор о таком вкладе стал возможен только на матрице мировой, то есть в основе своей христианской, цивилизации. Для того, чтобы восточный трактат или полинезийский эпос с интересом прочитали в Африке и включили в учебную программу, нужна европейская цивилизация с ее инфраструктурой и, что особенно важно, с христианским уважением к Другому. Так что вот.
Оригинал здесь