Posted 4 ноября 2013,, 20:00

Published 4 ноября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:41

Updated 8 марта, 04:41

Слухи о смерти репертуарного театра сильно преувеличены

Слухи о смерти репертуарного театра сильно преувеличены

4 ноября 2013, 20:00
Слухи о смерти репертуарного театра сильно преувеличены

Конечно, никто из людей здравомыслящих не станет утверждать, что любой театр, однажды родившийся, обречен затем на вечную жизнь. Даже самый великий. Но попытка иных ретивых деятелей (калифов на час) превратить все театры в некий гоголь-моголь – не меньшая беда, чем заставить существовать их вечно, даже после клинической смерти…

Сергей Образцов в конце 1940-х годов говорил, что беда Художественного театра состоит в том, что с уходом из жизни отцов-основателей исчезла сама идея создания в Москве Художественно-общедоступного театра. Выпало знамя, но осталось древко, за которое пытаются ухватиться жадные, часто не слишком чистые руки противоборствующих группировок. И появились тогда друг за другом «Залп «Авроры», «Алмазы», «Чужая тень» и прочая дребедень. Сегодня, к примеру, артисты играют «Три сестры», а завтра – «Зеленую улицу». И вирус лжи, проникая, неминуемо поражает их существование на сцене, попадая из вчерашнего представления в нынешнее.

Но вот в последние два сезона несколько московских театров – РАМТ, Вахтанговский, Моссовета, Маяковского – явили завидное упорство и не на словах, а на деле представили свою историю с подробностями, о которых в приличном обществе забывать не полагается, касается ли это людей здравствующих или ушедших, – все равно. При этом никаких речей, никаких воспоминаний, все исключительно с помощью образов, сохраненных на пленке или воскресших благодаря усилиям новых исполнителей, которые, скорее всего, родились много позже, чем появились эти спектакли.

И такая гордость берет за людей, которые сохраняют благодарную память о тех, кого забывать нельзя, если мы не хотим превратиться в манкуртов. Если мы хотим сохранить уважение к себе самим, к нашей истории, которую не надо ни подправлять, ни переписывать, ни улучшать. Ее надо знать. И не с помощью новоявленных пророков, готовых всех и все растоптать, унизить, оболгать, не стесняясь того, что всю предшествующую жизнь они сами кормились из этого же корыта: кто старое помянет…

Нет, слухи о скорейшей гибели репертуарного театра, судя по недавним работам вахтанговцев, РАМТа, маяковцев, моссоветовцев, явно преувеличены. Никто не забыт, ничто не забыто! Жизнь продолжается…

Автор – театральный обозреватель «НИ»

"