Posted 18 июля 2020, 10:11
Published 18 июля 2020, 10:11
Modified 7 марта, 14:40
Updated 7 марта, 14:40
Наша пандемия стала напоминать первые годы рыночных отношений, когда миллионы врачей, учителей, инженеров, летчиков, артистов подались в коммерсанты. Как мы знаем, далеко не все разбогатели и создали солидные фирмы, но то, что многие потеряли свою профессию и стали кем-то вроде «фигаро здесь – фигаро там», увы, так. Никто из нас не уверен, что в банке обслуживает классный специалист по финансам, а уголовное дело ведет крутой сыщик. Люди ищут любую работу, которая приносит деньги, и все чаще выдают себя за тех, кем не являются.
Посмотрела на днях несколько сайтов подбора репетиторов и обнаружила, что «курсы актерского мастерства дают персоны, не имеющие никакого отношения к профессии артиста, тогда как дипломированные, опытные артисты предлагают себя в качестве продавцов, кассиров, грузчиков». Актер МХАТ имени Горького Антон Наумов рассказал «НИ» как в начале пандемии искал работу в сети магазинов «Пятерочка»:
- Как известно, театры до сентября не работают. Уехал в деревню, где у меня есть дом… Если бы не финансовые обязательства перед банками, я бы прожил на небольшой оклад, который получаю в театре (голый оклад). Я разослал резюме куда только возможно. Отправил заявку на временное трудоустройство в магазин «Пятерочка». Готов на любую работу, даже работу грузчика...
Разумеется, ничего зазорного нет в том, что актер Академического театра, выпускник престижной Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства таскает тележки с продуктами, но все же по логике человек с высшим образованием должен заниматься квалифицированным трудом.
На днях дипломированный врач-психиатр, по совместительству актер Александр Раппопорт объяснил мне – в чем главная разница между жизнью в США и жизнью в современной России:
- В Америке сами не ремонтируют санузел, как это делают в России, и не делают себе уколы. Приглашают специалистов, причем проверенных, у которых спрашивают дипломы и рекомендации. Америка – страна профессионалов, тогда как Россия – страна дилетантов.
- А как же слова Глории из фильма Сидни Поллака «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?»
- Когда это было? Во времена великой Американской депрессии? В современной Америке нет электриков-продюсеров. Либо – электрик, либо – продюсер. Среди желающих стать артистами есть официанты, но если ты уже снялся в кино, на тв, стал членом Гильдии, то подработать официантом – не комильфо.
- А если денег нет?
- В Америке всех поддерживают во время пандемии, в том числе артистов. Профессионал в США защищен.
Молодая танцовщица Александра Мартынова, которая уехала в Америку совершенствовать свое мастерство, проводит параллель между отношением к профессионалам в России и в США:
- В России почему-то нет высоких стандартов в отношении к творчеству. Кажется, что творец должен голодать и подрабатывать. Его уважают, его искусство коллекционируют, но всегда пытаются сэкономить на самих мастерах. Танцоры, хореографы хоть раз в жизни слышали «Ну, станцуй (бесплатно) у нас на корпоративе, ты же это любишь!» Благо, сегодня всё встаёт на свои места.
Вы как считаете, стоит ли платить художникам за их картины? Так же танцевальное искусство, вообще-то, стоит больших денег и трудов. Оно, как музыка, не убирается в кофр, но это не значит, что оно на рынке оценивается простым «спасибо». В Америке никто «за спасибо» не работает. Разумеется, если речь не идет о благотворительности.
Лично мне больно читать объявление девушки в ФБ: «Здравствуйте! Ищу работу нянькой!Есть большой опыт работы няней со своей младшей сестрой (она на 16 лет младше меня) и с годовалым ребенком. Имею высшее химическое образование и изучаю психологию. Я очень внимательная, ответственная, заботливая и очень люблю детей. Я могу сидеть как и с очень маленькими детьми, так и повзрослее. Буду рада обучать их языкам (говорю на 5 языках), рисованию, танцам, истории, физике и почти всем остальным наукам :))
Вспоминаю фильм времен перестройки «Принцесса на бобах» как героиня Елены Сафоновой – кандидат философских наук работает посудомойкой, дворником и продавцом газет в переходе, чтобы прокормить семью. И сколько таких кандидатов наук в 90-е годы испортили себе жизнь, превратившись из профессионалов в обслугу? Почему мы обратно пятимся назад, к неудачным экспериментам, когда весь мир живет по-человечески?
Возможно, я старомодна, но актеры Академических театров не должны работать грузчиками и строителями, актрисам не стоит рекламировать в своих социальных сетях кофемолки и пылесосы (если это не официальная реклама), как и не стоит навязывать свои политические вкусы людям, не имея при этом специального образования и элементарных знаний.