Posted 20 мая 2014,, 20:00

Published 20 мая 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:21

Updated 8 марта, 04:21

Оскорбление профессии

Оскорбление профессии

20 мая 2014, 20:00
Анатолий Степовой
Оскорбление профессии

Журналистами, как и солдатами, не рождаются. Ими становятся по призыву. Только не военкомата, а того, что проклюнулось в голове, а затем вызрело на такой нематериальной субстанции, как совесть. Этот созревший продукт не купишь в университете, не займешь «до получки» у начальника, не унаследуешь от родителей по завещанию. Профессия неблагодарная. Вредная. И даже ненавистная. Это если не кланяться и не угождать начальству в любой ипостаси. Но если этого не дано, то можешь называть себя кем угодно – писарем, пропагандистом, агитатором, политруком, подручным партии, проводником идей, – но только не журналистом. Потому что это не столько профессия, сколько стремление по возможности говорить людям неприпудренную правду. Без оглядки по сторонам и боязни ночного стука в дверь. Это (чего там хорохориться) нелегко дается. И не каждому. Но здесь надо делать выбор: или ты бескорыстно любишь свою профессию, или услужливо упиваешься собой в профессии. Есть и третий вариант: из-за возникшей невозможности честно исполнять свой профессиональный долг сменить (в надежде на лучшие времена) писчее перо (микрофон, телекамеру) на любой другой рабочий инструмент, дающий возможность окончательно не скурвиться.

«Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», – провозгласил в свое время известный поэт – горлан революции. Эта звонкая фраза имеет право на существование в литературном творчестве. Но применительно к журналистике – это призыв к профессиональному самоубийству. Или того хуже – к убийству коллеги, «неправильно» трактующего текущий момент истории или занимающего не ту позицию.

Нет, что-то вопиюще неладное творится в стране «Российская журналистика», когда человек с «корочкой» некогда приличной газеты предает коллегу, по его мнению, неправильно освещающего события в чужой для него стране и сдает его в руки боевиков. И этот, с позволения сказать, «журналист», числящийся в картотеке экстремистов под кличкой «Егерь», не только беспрепятственно несет свою «правду» в читательские массы, но и награждается секретным указом родины. Видимо, все же за штык. Но уж точно не за перо.

Не берусь судить молодое поколение журналистов, выросшее в годы новейшей истории России. Но берусь заверить, что такого уродства не было в журналистской среде даже «эпохи развитого социализма». Да, тогда ты не всегда мог рассказать читателю всю правду, петляя между «идеологической устойчивостью», строгим партийным и цензурным контролем. Но все же при желании мог уклониться от исполнения задания, которое считал лживым и неприличным. Теперь на дворе иные времена. Теперь любой человек, самоназвавшийся журналистом и получивший удостоверение какого-нибудь сомнительного издания типа «Жизнь – лафа» или иного интернет-спецресурса, безбоязненно может использовать «служебное положение» в корыстных целях и корпоративных интересах, таких же далеких от интересов гражданского общества, как Крымский полуостров от Камчатки.

В недавние еще времена самой престижной журналистской наградой было молчаливое рукопожатие мэтра профессии, которые были в каждой газете, журнале, в телевизионных и радийных редакциях. Теперь и многих тех газет-журналов нет в помине, а те, у которых новоявленные хозяева жизни прикупили популярные логотипы, так и вовсе обесчещены. Из журналистов-старожилов, которые всегда передавали эстафету профессиональных норм и традиций молодым коллегам, никто в этих СМИ не выжил. Новым магнатам СМИ журналистские традиции по барабану, им бы лишь вовремя и громко выбить нужную барабанную дробь в угоду вождям. И выбивают. И получают личную выгоду, госнаграды.

Нельзя не заметить, как нынешняя власть печется о «птенцах», выращенных в специнкубаторах новых российских СМИ. И только кто-то из засланных по спецразнарядке в другую страну «правильных журналистов» испытает трудности в исполнении задания, а то и просто организует нужный «информационный повод», как тут же шумно возбуждается Госдума, Министерство иностранных дел, кремлевская администрация, призывая мировую общественность стать на защиту демократии и свободы слова. Стоило же другому журналисту из независимого от властей издания попасть куда в более жесткий переплет с похищением и издевательствами по другую сторону «украинского фронта», то ни один государственный мускул не напрягся, не шевельнулся. Ведь этот журналист не из пропагандистской роты провластных СМИ, поэтому и защищать его нет надобности. Так нас, журналистов, по законам военного времени уже делят на своих и чужих. Друзей и врагов народа.

Ну, а что же мы, журналистское сообщество? Почему молчим или стыдливо отводим глаза в такой ситуации? Когда надо сказать: стоп, господа, а журналист ли любой из тех, кто размахивает удостоверением корреспондента? У журналиста, как и положено представителям любой профессии, должна быть лицензия на профессиональную деятельность. В других странах – это профсоюзная карточка, в России – это удостоверение члена Союза журналистов РФ. И это не пустая формальность. Обретение или лишение этой карты – указывает на легитимность журналистской деятельности. На право на государственную защиту. На обязанность строго блюсти принципы профессиональной этики. При приеме в Союз журналистов России полагается рекомендация двух членов этой организации. Они – порученцы за профессиональную пригодность и моральную чистоплотность молодого коллеги. Обладать заветной карточкой члена Союза журналистов – всегда было заветной мечтой начинающего репортера. Увы, сейчас резко поменялись ориентиры входящих в профессию людей. Для многих из них профессиональная честь легко конвертируется в материальные ценности и блага. И вот уже появляются в журналистском сообществе уроды, которые предают не только товарища по профессии, но и оскорбляют само звание журналиста. Дальше – уже ехать некуда.

Автор – редактор отдела политики «НИ», член Национального совета профсоюза журналистов России

"