Posted 17 февраля 2016,, 21:00

Published 17 февраля 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:04

Updated 8 марта, 03:04

Форменная фикция?

Форменная фикция?

17 февраля 2016, 21:00
Анатолий Степовой
Форменная фикция?

Нет, что ни говорите, а изменения в реформированном милицейско-полицейском облике налицо! Вместо лениво выдавливающего себя из тесных «Жигулей» милиционера-гаишника с засаленными рукавами и обшарпанной палкой-жезлом теперь на простор родных дорог выходят из «иностранок» (в худшем случае – из фордовских «Фокусов») молодцеватые полицей-гибэдэдэшники, вооруженные буквально с ног до головы электронной техникой, способные зафиксировать и запротоколировать любое правонарушение понаехавшей тут водительской братии. Реформированная милиция здесь видна даже невооруженному видеорегистратором глазу. И как тут не порадоваться за смотрителей дорожного движения. Взяток под прицелом видеокамер принципиально не берут, ведут беседы с автовладельцами вполне вежливо и даже почти на правильном русском языке. И за это нужно сказать спасибо ведомственной реформе.

С формальной стороной реформы, кажется, вкратце разобрались. А как обстоят дела с содержательной стороной несения службы? Здесь рассмотреть реформы значительно труднее. Кто-нибудь видел (нет, не за границей), чтобы наш полицейский-гибэдэдэшник вышел на дорогу, чтобы вручную «рассосать» дорожную пробку, виртуозно управляя полосатой палкой? К кому-нибудь подъезжал дорожный патруль, когда ваш автомобиль с включенным аварийным сигналом стоял на обочине дороги, и поинтересовался: «Вам нужна помощь?». Размечтались, вспомнили заграничный опыт… Такое импортное заимствование нашим полицейским ни к чему. Они по старой привычке часами сидят в хорошо замаскированных засадах, чтобы поймать и изобличить нарушителя дорожного движения, который для них по-прежнему является главной добычей, смыслом патрульной службы. Не предупредить, предвосхитить дорожное происшествие, а нагреть нарушителя штрафным рублем, который с дозволения думских законодателей становится все весомее. Таким образом наши депутаты привлекают непроизводительные трудовые ресурсы к выполнению финплана, к ударному латанию бюджетных дыр за счет населения.

Типичный пример. Москва, метро «Южная». Здесь на выходе из подземки, на одной стороне улицы Сумской автобусные остановки, на другой – большой торговый центр. И один нерегулируемый пешеходный переход. Понятно, что в часы пик вереница пешеходов здесь не прерывается практически ни на минуту. Одни спешат-бегут к метро, автобусным остановкам, другие – на противоположную сторону за покупками. Опасное во всех отношениях место. И что? Знают ли об этой «горячей точке» стратеги ГИБДД? Еще как знают. И хорошо используют это «лобное» место в своих интересах.

Как это выглядит. Сужу по личному опыту. Понедельник, девятый час вечера. Стартую со светофора, объезжаю дорожный круг и притормаживаю у «зебры», счастливый случай – последний пешеход ступил на тротуар – проезд открыт. Но через десять шагов на дороге вырисовывается гибэдэдэшник, приглашает меня и следовавший впереди меня автомобиль к обочине. Подходит к моей машине, представляется лейтенантом Кузьмичевым, требует предъявить документы. Предъявляю и интересуюсь: в чем дело? «А вы сделали нарушение на неуправляемом пешеходном переходе», – утверждает полицейский. «Каким образом?» – «А человека чуть не задавили». – «Никакого человека на «зебре» не было», – утверждаю уже я. «Что я свои глазам должен не верить?» – вопрошает лейтенант. «Должны, но, может, видеорегистратор у вас на этот спорный случай работает?» – уточняю я. «Без видео обойдемся», – буркнул патрульный и унес мои документы в свою машину.

Через пять минут капитан полиции Рамиз Джафаров, инспектор отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД по ЮАО г. Москвы, вручил мне постановление по делу об административном правонарушении, которое оценено штрафом в 1,5 тыс. рублей. Предложил подписать бумагу, что я административное наказание не оспариваю. Я оспаривал. Тогда мне дали понять, что в таком случае за водительскими документами мне придется прийти в офис Отдельного батальона на Каширском шоссе. Мне этого не хотелось.

Я не удержался и спросил у капитана Джафарова: «Если вы так беспокоитесь о безопасности пешеходов, то не лучше ли было установить на этом бойком месте пешеходный светофор, а самим не прятаться в переулке, а поставить патрульную машину прямо перед переходом, так сказать, для профилактики и во избежание несчастных случаев»? Капитан полиции посмотрел на меня с нескрываемым удивлением. Оно и понятно, происшествия идут по статистическому ведомству, а штрафы – по бухгалтерскому. Для реформированного полицейского ведомства, похоже, главная функциональная обязанность осталась неизменной: не обеспечение подлинной дорожной безопасности, а все то же безудержное «доение» механизированного населения страны.

…Пока я беседовал с капитаном, у патрульной машины уже выстроилась очередь из назначенных лейтенантом полиции Кузьмичевым правонарушителей. Бравый офицер после «зеленого» светофора тормозил каждую первую машину. Доходное для гибэдэдэшников место! Значит, план по взиманию штрафов ими будет образцово выполнен. Остальное – фикция.

Теперь передо мной возникла личная проблема: согласно постановлению № 18810277166500230264 (чувствуете размах дела?) я обязан уплатить выписанный капитаном полиции Джафаровым штраф «в срок не позднее 60 дней». Но если я произведу оплату, то тем самым признаю свою вину в административном правонарушении. Но я ее не признаю. Если же я этого не сделаю, то автоматически попадаю в «черный список» злостных неплательщиков, что может грозить запретом на пересечение госграницы и прочими серьезными неприятностями, которые установлены нашими заботливыми законодателями. Еще одна засада! Правда, я могу обжаловать постановление по этому административному делу (как устно информировал меня вежливый инспектор ДПС) в 10-дневный срок, обратившись в Отдельный батальон ДПС ГИБДД УВД по ЮАО г. Москвы. Вот это я и делаю.

Прошу руководство названного подразделения ГИБДД считать эту газетную публикацию моим заявлением о несогласии с вынесенным постановлением (двадцатизначный номер приведен выше), рассмотреть его в установленном законом порядке и дать официальный ответ.

Такая вот проверка на дорогах для реформированной полиции. По всей форме.

Автор – редактор отдела политики «НИ»

"