Posted 24 июня 2018,, 21:00

Published 24 июня 2018,, 21:00

Modified 7 марта, 16:35

Updated 7 марта, 16:35

Почему работа «Мираторга» в Курской области должна продолжаться

24 июня 2018, 21:00
Алексей Мухин
Любой житель сельской местности, переживший девяностые, может рассказать, какой колоссальный ущерб понесло в эти годы российское сельское хозяйство. Среди немногих фирм, реально поднявших русское село, особое место у "Мираторга".

Массовое разорение колхозов, распродажа техники, зарастающие бурьяном поля с одной стороны, с другой – засилье низкокачественного, и зачастую опасного для здоровья импортного мяса в магазинах.

Переход от страны, которая сотнями тысяч тонн завозила замороженные куриные окорочка к стране, в которой экспорт сельхозпродукции превысил по объемам экспорт вооружений, произошел буквально на наших глазах. Сейчас наша страна стремится к тому, чтобы полностью обеспечивать себя качественными отечественными продуктами. Расширяется их ассортимент, растут объемы производства. Отечественные производители полностью обеспечивают рынок мясом птицы и свининой, быстрыми темпами растет производство мясных пород крупного рогатого скота.

Так, в октябре прошлого года на совещании по развитию сельского хозяйства, которое прошло в Воронеже, Владимир Путин отметил: «Сельское хозяйство демонстрирует устойчивую, качественную положительную динамику. Сегодня это современная, привлекательная для инвестиций отрасль, один из локомотивов развития экономики страны».

Развитие продовольственной безопасности, рост сельскохозяйственной отрасли – это приоритетное направление государственной политики. Внимание необходимости ускоренного развития отрасли, выхода ее на качественно новый уровень, прежде всего, с точки зрения кратного роста объемов экспорта уделяется на самом высоком уровне. Вряд ли кто-то будет спорить, что подъем сельского хозяйства является залогом успешного будущего и самого существования страны.

Но к хорошему быстро привыкаешь. И когда встает вопрос о стратегии развития аграрного сектора, то факторы, обеспечившие быстрый рост производства мяса и как следствие: продовольственную безопасность, увеличение потребления до 75 кг мяса на человека в год, а главное, стабильность цен, несмотря на высокую волатильность курса рубля вдруг забываются. Более того, именно решения, доказавшие свою эффективность самым простым способом на полках магазинов, вдруг называются “вредными” и “опасными”, а борьба с ними провозглашается чуть ли не борьбой за спасение России. И более того, бизнес, вкладывающий немалые деньги в развитие сельского хозяйства, создание новых производств, а значит рабочих мест и налогов, которые просто как воздух необходимы в сельских областях, встречает противодействие на местах, хотя, казалось бы, реакция должна быть прямо противоположной.

Интересный кейс в этом плане наблюдается в Курской области. Мишенью выбран агрохолдинг «Мираторг». Компания, хорошо знакомая каждому российскому покупателю пришла в регион в 2010 году и с того времени вложила в экономику области более 17,1 миллиарда рублей, став здесь крупнейшим инвестором. В 2017 году «Мираторг» увеличил производство свинины в Курской области до 109 тыс. тонн - это почти 25% от общего объема производства холдинга.

И до недавнего времени все было прекрасно, во всяком случае, никакого недовольства работа компании не вызывала, а почти 2000 рабочих мест со средней зарплатой в 32 тыс. рублей и налоговые отчисления в региональный и муниципальный бюджет, которые только за 2017 год составили порядка 203 миллионов рублей говорили сами за себя. Но внезапно все изменилось: хлесткие заголовки, типа “куряне против свиней”, “Мираторг перешел все рамки дозволенного”, “соловьиному краю грозит экологическая катастрофа”, появившиеся как грибы после дождя группы в соц.сетях, участники которых клянутся с оружием в руках не допустить строительства новых “свинарников “Мираторга” и уверяют, что индустриальное свиноводство корень всех бед на селе и буквально “уничтожает все живое вокруг”.

Что же произошло? Оказывается компания объявила о планах инвестировать более 160 млрд рублей в новый вертикально-интегрированный проект, который в среднесрочной перспективе даст свыше 400 тыс. тонн свинины. И строить свинокомплексы решила в Курской области, где для этого есть все условия: прежде всего, земля, которую компания купила или взяла в аренду для обычной сельхоздеятельности: выращивания зерновых культур для производства кормов.

То есть по факту не произошло ничего нового те же свинокомплексы, те же современные европейские технологии, те же рабочие места, налоги, инвестиции. Однако, новизна здесь все же есть: впервые, назовем вещи своими именами, экологический гринмейл применен в сельском хозяйстве в таком масштабе. Петиции, обращения, активная работа в СМИ, привлеченные эксперты и даже организованные сходы граждан работают с одной целью доказать, что индустриальное свиноводство это “грязный” во всех отношениях бизнес.

Характерно, что фактические аргументы принципиальными противниками агрохолдинга не воспринимаются. Не убеждают их ни многомиллионные инвестиции в экологическую безопасность, в текущем году «Мираторг» планирует направить на эти цели более 82 миллионов рублей в Белгородской и Курской областях, ни объективные результаты многочисленных проверок и мониторингов, которые последовательно подтверждают все площадки строго соблюдают установленные нормативы по предельно-допустимой концентрации веществ, ни просто здравый смысл. Если раньше вопросов не было, то почему они появились именно сейчас?

Противники холдинга эти аргументы, как следует из того, что мы видим в прессе, в расчет не принимают, и, очевидно, полагают себя правыми априори. Как всегда, протестующие делятся на две неравных части: те, кто осознанно управляет процессом, манипулируя информацией, раскачивая ситуацию, искажая действительность и те, кем манипулируют, массовка, призванная дать правильную картинку в социальных сетях.

Если, как мне известно, компания провела все необходимые экспертизы, более того, открыто приглашает всех желающих ознакомиться с ними, приехать на площадки холдинга, посмотреть, как они работают, получить всю необходимую информацию, но активисты даже и слушать ничего не желают, предпочитая лозунги об “отравленной навозом земле”, то напрашивается простой вывод. Им надо не решить вопрос, а максимально обострить ситуацию, политизировать ее и использовать в своих целях. Поэтому можно предположить, что некоторые из этих активистов, якобы ратующих о благе народном, вероятнее всего, на самом деле пытаются сделать себе имя на вполне законном желании людей жить в экологически чистой среде. В конце концов, экологический «гринмейл» или, говоря проще шантаж, это тоже общемировой тренд.

В целом экологическое движение – это правильный инструмент контроля за деятельностью корпораций. Но проблема в том, что есть и так называемые «псевдоэкологи», которые наживают себе репутационный и, что немаловажно, денежный капитал, эксплуатируя в своих интересах общественные опасения. В случае с "Мираторгом" регион имеет дело с действительно чистым, экологически ответственным производством: то есть, на самом деле на право людей на безопасную природную среду никто и не пытался посягнуть.

Более того: интересы бизнеса и граждан в Курской области сходятся: компания заинтересована в их уме, знаниях и навыках, а люди – в хорошей работе с белой зарплатой, в исполнении социальных обязательств государства, которые осуществляются с помощью налогов компании. И уж тем более есть общий интерес в том, чтобы наша страна продолжала развивать собственное сельское хозяйство, чтобы у наших детей было хорошее, обеспеченное будущее. Конфликт не будет на руку никому. Мне представляется, что работа агрохолдинга в Курской области, разумеется, будет продолжена, потому что она нужна людям, региону и стране. Обнадеживает также тот факт, что компания всегда внимательно прислушивается к мнению местной общественности. Главное, чтобы и общественность понимала у бизнеса тоже есть законные права, а реализация этих прав несет прямую выгоду и региону, и стране.

Материалы по теме
Свинья от «Мираторга»
"