Рус
Eng
По щекам хлещет Лоза

По щекам хлещет Лоза
Мнение

28 марта 2016, 00:00
Алексей МАЖАЕВ
По щекам хлещет Лоза

Одним из главных музыкальных героев прошлой недели стал Юрий Лоза. В программе Захара Прилепина «Соль» он взялся порассуждать о западных рок-музыкантах и, в частности, сообщил, что «Led Zeppelin слушать невозможно, потому что это сыграно и спето плохо», «Rolling Stones гитару не настроили за всю жизнь ни разу, Джаггер ни в одну ноту не попал ни разу», а «Кит Ричардс как тогда не умел играть, так и сейчас не умеет». Эти задорные высказывания, разумеется, стали предметом бурного и в основном возмущенного обсуждения, а сервис «Яндекс.Музыка» даже запустил голосование, скрестив лбами песни «Плот» Юрия Лозы и (I Can’t Get No) Satisfaction группы Rolling Stones. В этом противоборстве Мик Джаггер пока набирает около 80%, что можно считать вполне почетным результатом для Юрия Лозы.

Интересно другое. На этом примере можно рассмотреть, какими причудливыми путями порой распространяется информация в интернет-эпоху. Откровения Юрия Эдуардовича прозвучали в передаче канала «Рен-ТВ» в ночь на понедельник. В течение трех дней на них не было ровно никакой реакции. Утром в четверг один украинский портал решил сделать из яркой цитаты небольшую новость (полностью проигнорировав при этом остальное содержание передачи). Спустя пару часов ее заметили в России – сначала на сайтах, специализирующихся на скандалах и сенсациях, потом – на новостных ресурсах. Одновременно подключились и блогеры, принявшиеся ругаться, смеяться, рисовать фотожабы типа «Юрий Лоза учит Кита Ричардса настраивать гитару» и сочинять фейковые ответы Мика Джаггера своему российскому критику. (Кстати, в прошлый раз блогеры вспоминали про прилепинскую «Соль» благодаря Николаю Расторгуеву, который в передаче обругал «антироссийского» Макаревича. Это лишний раз доказывает, что в программе Захара главное не музыка, а проклятия в адрес мифических либералов. Музыку потом никто не обсуждает, а ругательства – таки да).

Между тем ошибочно думать, что Лоза 30 лет сидел в засаде, а теперь вдруг выскочил с дерзкими обвинениями. Юрий Эдуардович свои взгляды высказывал и раньше, просто они не получали столь широкого освещения. Пик популярности Лозы приходится на середину 80-х, когда его записи распространялись полуподпольно, как кассеты эмигрантов или рокеров. Его жанр, к слову, представлял собой нечто среднее между тем, что сейчас называется «русским шансоном», и рок-музыкой. «Веселье новогоднее», «Исполнительный лист», «Девочка в баре», «Стерва» в 1985 году никак не могли прозвучать по радио, но их слушали на магнитофонах, причем яркая фамилия исполнителя многим казалась конспиративным псевдонимом. Потом у Лозы пошла тема лирических песен, главной из которых стал «Плот». И на этом, по сути, все кончилось, поскольку превзойти свой главный хит артист уже не смог.

Этот творческий казус выработал у Юрия Лозы очень критичное отношение к окружающему миру. Своими язвительными репликами он щедро делился с корреспондентами, звонившими ему узнать новости. Звонить постепенно перестали, ибо вместо новостей Лоза рассказывал о том, как неправильно устроены шоу-бизнес и телевидение, куда не берут его новые песни. Но тут ведь дело такое: при всей несправедливости шоу-бизнеса он заинтересован в хорошем новом материале: тот же «Плот» пробился вообще без телевизора, да и сейчас хватает способов устроить потенциальному хиту встречу со своим зрителем. Но это если есть хиты.

В начале нулевых артист написал пьесу про шоу-бизнес, которую нигде не поставили, а потом открыл для себя социальные сети и стал блогером. Посты в его Facebook нередко отличались оригинальностью суждений и остроумием, почти всегда – мизантропией, к тому же он охотно вступал в дискуссии с комментаторами, выгодно отличаясь интерактивностью от других музыкантов-блогеров. Лоза ведет Facebook уже пять лет, и в его сообщениях хватало и более резких высказываний, чем про Кита Ричардса, но столь мощного распространения они раньше не получали. В принципе можно сказать, что он столько лет гнул свою линию – и, наконец, добился... Но вот чего? Как пишут некоторые, «сбитый летчик распиарился на святом, и теперь его пригласят»... куда?

Я совсем не исключаю скорого появления Юрия Лозы в каких-то ток-шоу на федеральных каналах, тем более с политической позицией у него полный «крымнаш». Это может повысить его узнаваемость и число гастрольных предложений, но не разорвет тот замкнутый круг, внутри которого Лоза пытается исполнять новые песни, а публика хочет «Плот» и только «Плот».

Если же действительно сравнивать Лозу с Led Zeppelin и Rolling Stones, то несложно заметить одно обстоятельство. Западные рок-звезды, в отличие от нашего Юрия, даже если точно «знали, как надо», держали это знание при себе, не берясь критиковать и поучать коллег. Ну разве что собственным примером: однажды Кит Ричардс упал с пальмы, и все поняли, что в пожилом возрасте и с вредными привычками не стоит лазать по деревьям. Что касается творчества, то «роллингов» и их публику не смущает, что главные песни остались в прошлом: наблюдать за тем, как они делают музыку, – по-прежнему очень интересный и непредсказумый процесс. А правдоруба Лозу из центра внимания уже на следующий день вытеснила новость об увольнении солистки группы «Ленинград».

Автор – музыкальный обозреватель «НИ»

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter