Posted 26 июля 2015,, 21:00

Published 26 июля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:46

Updated 8 марта, 03:46

Open-air наш?

Open-air наш?

26 июля 2015, 21:00
Open-air наш?

Едва ли не самым запоминающимся музыкальным событием минувшей недели стало то, которое не очень-то и состоялось. За злоключениями фестиваля на открытом воздухе «Крым Фест точка ру» (или просто «Крым-фест») пристально следили в социальных сетях; остроумцам даже не пришлось рисовать «фотожабы»: подлинные фото с фестиваля поражали и без всякой обработки – прежде всего отсутствием самого фестиваля.

Между тем по именам на open-air собиралась неплохая компания: Infected Mushroom, «Алиса», «Ария», «25/17», «КняZz», «Тараканы», «Агата Кристи»... В оргкомитете собрались люди с опытом организации байк-шоу «Мотоярославец». Фестиваль даже осторожно позиционировали как замену «Кубане». Когда «Кубану» отменили, «Крым-фест» отбросил осторожность и предложил скидку «для непопавших на «Кубану». Продюсер последней Илья Островский в своем фейсбуке высказался так: «Это все равно что стоять перед концертом-трибьютом Фредди Меркьюри на Уэмбли с рекламными флаерами концерта Элтона Джона «Фредди умер, а Элтон-то еще жив!» В итоге Kubana пройдет в Риге, а на «Крым-фесте» что-то пошло не так.

Сначала возникли вопросы к предполагаемым участникам фестиваля из условно либерального лагеря: израильтянам Infected Mushroom, «Тараканам», Глебу Самойлову. После этого одни объявили, что участвовать и не собирались, а другие оперативно отказались от поездки в Крым по причинам разногласий с организаторами. Масла в огонь подлила «расшаренная» в соцсетях реклама фестиваля, где подвыпившие представители «русского мира» в шортах и фуражках стоят на фоне афиши с крупной надписью: «Крым – наш!» Как объяснили некоторые несостоявшиеся участники фестиваля, они обговаривали с организаторами отсутствие политических слоганов в рекламе и на сцене, но эти условия выполнены не были. (Организаторы позже свалили появление «крымнашистских» афиш на произвол неких подрядчиков – что на самом деле вполне доходчиво характеризует уровень компетентности и профессионализма устроителей «Крым-феста».)

Еще до начала «отвалились» «Тараканы», «25/17» и «Дистемпер», а затем не прилетели предполагаемые хедлайнеры первого дня Infected Mushroom, сославшись на задержку рейса. В принципе прилетать им было особо некуда: за день до начала фестиваля на месте проведения не была готова даже сцена, не говоря уже о туалетах, питании и прочей инфраструктуре. На фестиваль даже не был проведен водопровод. В итоге в понедельник «Крым-фест» так и не начался. Это не помешало одному политизированному сайту разместить красочный репортаж о том, как Infected Mushroom триумфально выступили в Крыму, искупались в море – и все это несмотря на то, что украинские бандеровцы угрожали их убить.

В принципе в этот момент можно было перевести фестиваль в виртуальную плоскость и рассказывать о его успехе по ТВ, подкладывая триумфальные архивные кадры – не самая невыполнимая задача для современного отечественного телевидения. Однако медиаресурсов у организаторов не хватило – и повестку дня создали блогерские фотографии, где перед убогонькой сценой стоит десяток зрителей: спасать такой фестиваль было уже поздно и бессмысленно. Тем не менее организаторы, пожаловавшись на отсутствие бюджетных средств, попытались объясниться и свалить все на нерадивых музыкантов, которые их «кинули». Заодно артистов привычно обвинили в отсутствии патриотизма, но эти обвинения звучали не очень убедительно: почему на фестиваль не пришли зрители, устроители объяснить не сумели. (Хорошо, кстати, что не пришли, а то в отсутствие питания и туалетов могла бы случиться гуманитарная катастрофа.)

Вечером в среду фестиваль все-таки открылся. Ну как открылся... На сцене выступили несколько малоизвестных групп. В Интернете появились новые фото, в процессе рассматривания которых выяснилось, что сцена оформлена трехцветной лентой, где цвета российского флага – вы уже угадали – размещены в неправильном порядке. И эти люди будут учить нас патриотизму?

Кстати, не факт, что в случае хорошего бюджетного финансирования фестиваль прошел бы «более лучше». «Все данное природой и вышними силами Крыму – блеск, все человеческое – пиши пропало», – написал один блогер, и в связи с этим вспомнилось мое давнее интервью с лидером группы «Вопли Видоплясова» Олегом Скрипкой. «Украинскость» Крыма тогда мало кем оспаривалась, и я спросил музыканта, почему полуостров с уникальным климатом и природой не превращается в курорт мирового уровня. Перед глазами был пример Кипра, курортные жемчужины которого (Фамагуста и прочие) в 1974 году были оккупированы Турцией; через пару десятков лет великолепным курортом стало подзаброшенное южное побережье. Почему в Крыму нельзя добиться того же? Скрипка тогда ответил, что в Крыму по-прежнему главенствует советский менталитет, мало совместимый с обустройством удобных пансионатов и вообще комфортного быта. Сломать этот менталитет можно, но у украинских властей никогда не хватало на это воли и не доходили руки.

Новый образ Крыма целиком и полностью построен на этом совковом сознании: «понаехали тут отдыхать», «вас много, а я одна», «отдых – не повод расслабляться» и т. д. Украина плохо занималась Крымом, но присоединение к России отнюдь не поспособствует обустройству на полуострове спокойной и разумной жизни. Почему я так решил? А вы выгляните в любом месте России в окно: увидите либо в третий раз за год уложенный асфальт, на который забыли нанести разметку, либо аляповатый желто-зеленый бордюр, либо пандус, на который не помещается инвалидная коляска, либо развалюхи, задрапированные тканью к приезду высокого начальства. Куда ни плюнь, для решения элементарных задач в России применяются самые замысловатые алгоритмы, а когда на эти решения выделяются достойные деньги – большинство оседает в карманах решающих.

«Крым-фест»-2015 – маленькая, но яркая иллюстрация к тому, как у нас (а теперь и в Крыму) все устроено. Не подумали, не подготовились, понадеялись, не проверили, перепутали, не успели выпросить денег – и теперь даже крики «опен-эйр наш» и ругательства в адрес конкурентов не помогают.

Автор – музыкальный обозреватель «НИ»

"