Posted 19 июля 2015,, 21:00

Published 19 июля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:29

Updated 8 марта, 03:29

«Кровосток»: запрет цинизма или Циничный запрет

«Кровосток»: запрет цинизма или Циничный запрет

19 июля 2015, 21:00
«Кровосток»: запрет цинизма или Циничный запрет
Сюжет
Суды

Ну что, послушали уже пластинки группы «Кровосток»? Если у нас в стране что-то запрещают, значит, «хорошие сапоги, надо брать», поэтому с творчеством «Кровостока» поспешили познакомиться даже те, кто до этого ни сном ни духом его себе не представлял. Так вполне локальный художественный проект московских художников бесплатно получил масштабную рекламную кампанию.

На днях Кировский районный суд Ярославля признал информацию, размещенную на сайте группы «Кровосток», запрещенной для распространения на территории России. В текстах коллектива были обнаружены: «описания убийств, призывы к отвержению общечеловеческой морали, пропаганда немедицинского применения лекарств, а также элементы незаконной рекламы наркотических средств и психотропных веществ». На сайте коллектива была обнаружена примитивная компьютерная графика, в сюжете которой один мужчина режет другого ножом. Примечательно, что первая страница сайта «Кровостока» не менялась более 10 лет, но запрещенной эту картинку признали только теперь.

Творчество группы действительно может с непривычки шокировать – но спасибо ярославскому суду, подготовившему слушателя к «призывам к отвержению общечеловеческой морали». «Кровосток» – это как бы рэп, но очень монотонный; солист Антон Шило именно что бубнит, впрочем, бубнит он вполне страшные вещи. Сцены насилия поражают натуралистичностью, для описания секса группа использует сплошь инвективную лексику, а особым цинизмом можно считать то, что все это безобразие Антон Шило начитывает с монотонными безучастными интонациями.

Неудивительно, что дебютный альбом «Река крови», вышедший в 2004 году, стал сенсацией – хотя и в очень узких кругах. Практически каждый, к кому попадала эта пластинка, первым делом удивлялся, мягко говоря, резкости группы, а вторым делом понимал, что это скорее всего арт-проект, а не автобиографическая хроника, записанная наркоманами, убийцами и сексуальными первертами в одном лице. Эта несложная догадка вскоре подтвердилась: в составе «Кровостока» обнаружились художник и писатель, решившие поэкспериментировать с тематикой за гранью фола.

Собственно, немногочисленные слушатели и относились к группе как к художественному эксперименту. «Кровосток» никогда не входил в рэп-тусовку, да и ни в какую другую тусовку тоже, кроме, может быть, хипстерской. О группе с удовольствием писали продвинутые издания, читатели которых стали основной публикой на клубных концертах «Кровостока». Аналогичным образом начинала группа «Ленинград», но там Шнур быстро вырвался из-под вывески «запрещенные развлечения для интеллектуалов» и стал творить для широких масс (хотя интеллектуалы в его песнях могут услышать больше интересного). «Кровосток» на большие площадки не приглашался, да и не стремился к ним – в связи с чем решение суда заметно повысило самооценку членов коллектива. Группе еще предстоят консультации с юристами и апелляционные суды: не исключено, что запрет удастся отменить, рассказав судье, например, что все описанное в текстах относится к «проклятым 90-м». Имеет смысл подчеркнуть, что никаких политических высказываний песни «Кровостока» не содержали, если не считать таковыми высокохудожественные жалобы на низкую ценность человеческой жизни в Российской Федерации.

Немного беспокоит другое, а именно уровень мышления людей, принимающих решения о запретах чего бы то ни было. Вряд ли тот же Кировский районный суд Ярославля смог бы привести хотя бы один пример того, что под воздействием текстов «Кровостока» кто-то стал наркоманом или бандитом, совершил жестокое убийство или изнасилование. Волшебная сила искусства заключается еще и в том, что оно, как правило, попадает именно к тем людям, которые способны адекватно его оценить.

Запретители этого категорически не понимают. Первая их реакция на что-то непривычное и непонятное – закрыть и не пущать: сами не слушаем и вам не дадим (чаще всего даже так: сами слушаем, а вам не дадим). Объяснения, что это могут услышать дети, говорят только о том, что детьми чиновники и цензоры считают примерно все население. Ну, может, не детьми, а какими-то туповатыми существами, которые всё воспринимают исключительно в лоб. Увидят такие в Интернете рецепт изготовления бомбы – сразу захотят ее изготовить, а потом сами себя и взорвут; услышат песню про бандитов – тоже побегут грабить и насиловать. Вот только непонятно, почему тогда надсмотрщики за нравственным здоровьем населения не запрещают сериалы про ментов и бандитов, гораздо пагубнее действующие на психику, чем тексты группы «Кровосток»?

К слову, несмотря на кажущуюся схожесть тематики, зрители этих сериалов не пополнили ряды поклонников «Кровостока». У Антона Шило и компании тексты слишком патологичны даже по меркам НТВ – слушатели «из народа» интуитивно понимали, что «здесь что-то не то», и относились к песням группы как к чуждым интеллигентским выкрутасам, а вовсе не как к душевному блатняку. В общем, в природе существовало некое устраивающее всех равновесие и не было особого смысла его нарушать. Если цензоры продолжат тыкать палкой в каждый маленький и никого не трогающий муравейник, что они будут делать с таким количеством лишившихся дома муравьев?

Автор – музыкальный обозреватель «НИ»

"