Posted 9 февраля 2016,, 21:00

Published 9 февраля 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:08

Updated 8 марта, 03:08

Пластический грим наносит новый удар

Пластический грим наносит новый удар

9 февраля 2016, 21:00
Пластический грим наносит новый удар

На канале «Россия» стартовал новый сезон шоу перевоплощений «Один в один!» – точнее, не совсем новый сезон, а «Битва сезонов», своеобразный суперфинал из победителей и призеров предыдущих лет. Алексей Чумаков, Вадим Казаченко, Светлана Светикова и другие соревнуются, чтобы окончательно понять, кому из них лучше всего идет пластический грим. Насколько это интересно телезрителям – вопрос дискуссионный.

Напомню, что первый сезон проекта был показан на Первом канале весной 2013 года. «На новенького» шоу собрало отличные рейтинги и даже открыло зрителям глаза на некоторых звезд, продемонстрировавших негаданные таланты. Создатели страшно протестовали против употребления термина «пародия», настаивая на «перевоплощении». Чтобы «перевоплотиться» в указанную жребием звезду, участники старались повторить ее голос, походку, движения. Наблюдать за этим было бы действительно интересно, если бы у шоу не случился перекос в сторону портретного сходства изображающих с изображаемыми. В итоге получилась программа о чудесах и достижениях пластического грима – процесс «внешнего перевоплощения» стал занимать в видеоряде слишком почетное место, а светские издания начали подробно смаковать проблемы с кожей у артистов, имеющих аллергию на сильный грим. То есть программа повествовала не о том, как спеть под Утесова, а о том, что нужно напихать за щеки, чтобы походить на пожилого Утесова. Некоторые «маски» действительно получались очень похожими, но многие выглядели так, что запрещенное слово «пародия» казалось применительно к ним слишком мягким. К тому же грим некоторых участников, на мой взгляд, скорее отвлекал от перевоплощения в чужие образы, чем способствовал ему. Впрочем, доброе звездное жюри ничего такого не замечало – отдельной важной частью шоу стали чрезмерно артистичные реплики судей «кто это, я вас не узнаю, это гениально!».

Как бы то ни было, в первом сезоне все это еще не приелось, и смотреть было любопытно. Интерес, выраженный в цифрах телерейтингов, сделал неизбежным второй сезон, но перед его началом производитель сделал финт ушами и ушел на телеканал «Россия», где с удовольствием приютили перспективный проект. Первый, правда, недолго горевал и мгновенно запустил шоу «Точь-в-точь» – с отчасти другими правилами, но тем же триумфом гримеров в центре проекта. Две конкурирующие программы, контент которых (за минимальными исключениями) идентичен, сошлись в схватке рейтингов; помимо контрпрограммирования, каналы боролись друг с другом и другими способами – так, суды продолжаются по сей день, но пока Первому каналу удается доказывать, что их шоу оригинальное, а вовсе не позаимствованное без лицензии.

Когда два почти одинаковых проекта одновременно шли на соседних кнопках, пытливый телезритель мог развлекаться сравнениями: у «России» картинка смотрелось более простодушно, у Первого – более современно и технологично. А вот желание сравнивать участников и потоки хвалебных речей членов жюри возникало все реже. Даже тот факт, что конкурсанты чаще всего исполняли хорошие песни, не заставлял прилипнуть к экранам, потому что к хорошим песням прилагались тонны грима и не всегда удачные попытки перевоплощения. А зачем это, если всегда можно послушать оригинал, пусть и не по телевизору?

При этом основу телеаудитории составляют вовсе не любители чего-то нового, а люди с устоявшимися привычками. Они не удивляются тому, что «Поле чудес» все еще идет по ТВ, а каждую пятницу садятся его смотреть. Ну а каждую весну они смотрят «Один в один» и «Точь-в-точь» и даже знают, кто там победил, не заглядывая в Википедию. Хотя какая разница, кто там победил?

Канал «Россия» на сей раз запустил «Один в один» уже в феврале – возможно, эта была попытка избежать конкуренции с заклятым «Точь-в-точь», но она не удалась: шоу Первого тоже появится в эфире на этой неделе. При этом новый формат суперфинала пока выглядит как некое стремление вырваться из замкнутого круга, хоть как-то освежить картинку и придать шоу смысл. Я бы позволил себе даже помечтать о том, что после выявления абсолютного чемпиона проект можно будет закрыть навсегда как ответивший на все вопросы и исчерпавший себя. Но что-то подсказывает, что телевизионщики не откажутся даже от самой бессмысленной курицы, пока она несет рейтинговые яйца.

Автор – музыкальный обозреватель «НИ»

"