Posted 5 марта 2014,, 20:00

Published 5 марта 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:39

Updated 8 марта, 04:39

Похоже, да не то же

Похоже, да не то же

5 марта 2014, 20:00
Похоже, да не то же

В воскресенье, 2 марта, на конкурирующих каналах – Первом и «России-1» – практически одновременно стартовали два конкурирующих телешоу перевоплощений «Точь-в-точь» и «Один в один». Год назад шоу было одно, называлось «Один в один» и выходило на Первом канале, принося ему хорошие рейтинги. Перебор с пластическим гримом, делающим участников похожими на силиконовых монстров, а не на тех, кого они изображали, зрителям нравился, а музыкальное разнообразие номеров радовало даже критиков. Шоу открыло пародийные таланты Алексея Чумакова (он победил) и Тимура Родригеза, а Юлия Савичева удивила всех, показав, что может петь любые песни любых исполнителей в любых стилях, причем неотличимо от оригинала.

Второй сезон был неминуем. Осень на Первом канале была отдана «Голосу», а «Один в один» планировался на весну. И вдруг – сенсация. Было объявлено, что программа меняет вещателя и переходит на «Россию-1». Как выяснилось, производителю предложили существенно бОльшую сумму, чем та, которую платил Первый канал. Были озвучены также некоторые обиды компании-производителя: в частности, ее представителям не понравилось, что Первый использовал без разрешения лучшие номера из первого сезона в своей новогодней программе.

Первый на эти претензии ничего не ответил. Вообще ничего. Он хранил гордое молчание полтора месяца, а потом запустил рекламу собственного шоу перевоплощений «Точь-в-точь». Реклама покоробила многих, особенно любителей волнистых попугайчиков, один из которых выступил в ролике в роли неудачливого подражателя. «Некоторые думают, что у них получается один в один...», – толсто намекал закадровый текст на происки конкурента.

2 марта они сошлись. Вода и камень. Стихи и проза. Лед и пламень. Забегая вперед, сразу озвучу результаты дуэли: доля «Точь-в-точь» на Первом канале составила 22,5, «Один в один» на «России-1» – 13,5. Оказалось, что необязательно покупать западные форматы и точно им следовать. Можно взять их за основу, отрубить все лишнее, выдать за собственный продукт и оказаться победителем.

«Россия» постаралась адаптировать лицензионный продукт под нужды своей обычной аудитории, привыкшей к Петросяну и Баскову. Получилось вроде бы «Один в один», но будто в замедленном повторе. В ведущие был взят лучезарный, всегда одинаковый Игорь Верник, а в жюри посажен Юрий Стоянов, который после смерти партнера по «Городку» участвует практически во всех передачах канала. Кроме того, «Россия» ангажировала в жюри прошлогоднего победителя Алексея Чумакова, а также Максима Галкина и Ольгу Бородину. Среди судей, видимо, обязательно должна быть оперная певица, но если Казарновская в первом сезоне многих раздражала, то скромной Бородиной первый выпуск не добавил узнаваемости среди широкой публики.

Музыкальный репертуар тоже по максимуму соответствовал программам «Субботний вечер» или «Голубой огонек на Шаболовке». Исключениями стали песня Пинк в исполнении Алены Свиридовой и Денис Клявер в образе Стивена Тайлера. Чтобы у телезрителей не было инфарктов, Юрий Стоянов мужественно вступил в диалог с сыном Ильи Олейникова – поэтому рок-эффект был быстро купирован доброй беседой давних знакомых. Члены жюри вообще старались шутить, но какой-то химии между ними не возникло. А на Первом перепалки между судьями, похоже, сделали львиную часть рейтинга.

Неизвестно, будет ли «Россия-1» пытаться как-то юридически защитить купленный за бешеные деньги формат. Впрочем, это уже бесполезно – зритель проголосовал, нажав соответствующие кнопки на пульте. Знающий толк в масштабных развлекательных шоу, Первый посадил в жюри правильных людей и избавился от отяжеляющих программу излишеств вроде звездного лифта и сложной системы оценок. Улыбчивый Максим Аверин оказался самым строгим судьей, а к историям из творческой жизни Хазанова добавились остроумные реплики Ярмольника. Ну и Казарновская в амплуа примы-стервы все так же продолжает вызывать противоречивые чувства. Больше нет в жюри восторженной Людмилы Артемьевой и самовлюбленного Александра Реввы.

Что касается участников, то их состав очень разношерстный – от Никиты Преснякова до Юрия Гальцева; уже сейчас видно, кто будет тщательно перевоплощаться, а кто останется собой в каждом номере. Кстати, секрет распределения персонажей пока не раскрыт: в первом выпуске большинство конкурсантов изображало близких по органике артистов. Возможно, показалось, но гримеры перестали злоупотреблять силиконовыми носами, поняв наконец, что в погоне за портретным сходством часто получается карикатура. Интересно также, что в лидерах после первого выпуска оказались артисты, спевшие из репертуара Кипелова и Nirvana. Так что пока побеждает хард-рок и гранж, а последнее место делят исполнители «Боже, какой мужчина» и «Белые розы». На «России-1» явно было бы наоборот.

Телеканалы не в первый и наверняка не в последний раз клонируют чужие шоу и занимаются контрпрограммированием. А появление нового, «хорошо переформатированного чужого» открывает перед телевизионщиками небывалые перспективы: теперь необязательно покупать иностранные форматы и четко следовать тщательно прописанным чужим правилам (а именно так на нашем телевидении появились и «Голос», и «Кто хочет стать миллионером», и даже «Поле чудес»). Достаточно слегка переосмыслить увиденную где-то успешную программу и выдать ее за «собственный продукт».

Автор – музыкальный обозреватель «НИ»

"