Posted 12 января 2015,, 21:00

Published 12 января 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:57

Updated 8 марта, 03:57

Плохие новости

Плохие новости

12 января 2015, 21:00
Александр Колесниченко
Плохие новости

В отмечаемый сегодня День печати хотелось бы поздравить российских журналистов с тем, что в нынешнем кризисе страна оказалась в том числе и по их вине. Речь идет не только о сотрудниках государственных пропагандистских СМИ. Здравомыслящие люди эти СМИ не смотрят и не читают. Лично я включаю теленовости изредка и только ради профессионального интереса: пытаюсь реконструировать задания, которые дают журналистам, и вычислить то, что осталось за кадром. Такая тренировка чтения между строк.

Журналисты же из относительно независимых частных СМИ в последние месяцы словно соревнуются в том, чьи новости окажутся хуже, чей прогноз – ужаснее. Чего стоит хотя бы новость прошлой недели о том, что России грозит дефолт! Когда экстремальный прогноз преподносится почти как свершившийся факт.

Я понимаю, что чем новость хуже, тем лучше она «продается». Интернет порождает информационный шум, и чтобы этот шум перекричать, надо «ужас» превратить в «ужас-ужас». И это нормально для обычной ситуации, когда новости – далекое от повседневной жизни шоу и с реальностью связан только прогноз погоды.

Иное дело – сейчас, когда люди потрясены ноябрьской-декабрьской девальвацией. И как пуганая ворона боится куста, так и россиянин теперь иначе воспринимает новости о дефолте. Так надо ли лишний раз перед вороной кустом размахивать?

В начале 1990-х папа выписывал «Советскую Россию». Я помню тональность этой газеты: все плохо и будет еще хуже. И вообще лучше не жить. Или жить в другой стране, потому что в этой все разворовали и продали, а теперь добивают то, что еще не добили. Это доказывалось из номера в номер. А папа читал газету, обсуждал со знакомыми и все чаще болел…

Сейчас в подобие тогдашней «Советской России» превратились многие даже солидные СМИ. Начитаешься их и тоже заболеешь или запьешь, кому что ближе. Сколько раз я переходил по ссылке на «ужас-ужас» из топа Яндекса на Яндекс-новости, а дальше замирал перед списком заголовков, не зная, кого выбрать более вменяемого.

Иногда приходилось обращаться к первоисточникам. Так я прочел «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» российского Центробанка и побывал на сайтах зарубежных рейтинговых агентств, наконец разобравшись, какой рейтинг у России и что это значит. Потому что даже деловые издания не смогли об этом написать так, чтобы не пришлось лезть в первоисточник.

Журналисты – не причина кризиса, но паника и депрессия в стране возникают не без их участия. Тогда как в кризис новости должны быть особенно адекватными. Когда написанное воспринимается, что это действительно так, а не журналист зарабатывает клики и гонорар, потому что в некоторых изданиях гонорары платят в зависимости от количества кликов.

Экспертов, которым СМИ предоставляют трибуну, также следует отбирать крайне аккуратно. Тем более что они, как правило, крепки только «задним умом». Любой экономист сейчас объяснит вам, почему упал рубль. Но ни один экономист год назад не смог предсказать нынешний курс рубля. Как и ни один политолог не предсказал войну на Донбассе. Да и для спортивных экспертов победа российской сборной на сочинской Олимпиаде стала неожиданностью.

Автор – доцент кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ

"