НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ
Парадокс Мишустина:
За что хвалят, за что ругают, и чего ждут от нового премьера
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ
Парадокс Мишустина:
За что хвалят, за что ругают, и чего ждут от нового премьера
Отставка Дмитрия Медведева и назначение на пост премьер-министра Михаила Мишустина «взорвали» медиа пространство. Пока все делают ставки и прогнозы о новой работе экс-главы Федеральной Налоговой Службы, мы решили детально изучить, что главный налоговик страны сделал за 10 лет работы в предыдущей должности, почему его называют «техническим» премьером, за что благодарят и недолюбливают в бизнес-среде, и стоит ли связывать с новым назначением ожидание позитивных перемен в экономике России. Подробнее – в эксклюзивном аналитическом материале «НИ».
Денег нет? А если найдем? Как собирают миллиарды в ФНС
Первым делом новый премьер анонсировл изыскание дополнительных 2 трлн рублей. Деньги пойдут на выполнение указов президента и надбавку в 100% росгвардейцам за работу на митингах в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. А изыскивать деньги под руководством Мишустина всегда умели.
Поэтому главный показатель работы ФНС – сколько всего денег было перечислено в консолидированный бюджет РФ (все бюджеты вместе взятые) и в различные фонды.
*Здесь и далее графики построены на основе отчётов ФНС. Данных за полный 2019 год на момент публикации не было.
Рост сборов очень существенный: в 2010 году ФНС собрала 7,663 трлн рублей, а в 2018 году – уже 21,328 трлн рублей! В 2,8 раза больше без учёта инфляции. Причём даже кризис не сильно помешал: с 2013 года заметно замедление сборов, но уже в 2016-м рванули вперёд с новой силой!

Как же удавалось собирать такие суммы? Многие отмечают заметный скачек в части цифровизации и автоматизации. Сделали много: и люди, и организации могут теперь многие операции, в том числе оплату налогов, проводить через свой личный кабинет на сайте налоговой, также дистанционно можно стать индивидуальным предпринимателем, ввели онлайн-кассы, которые сократили потребность в постоянных проверках бизнеса, был реализован механизм работы с самозанятыми, которым вообще не требуется ни общение, ни касса.

И аналитики, и представители бизнеса отмечают позитивные перемены в работе налоговиков за последние 10 лет. Хоть и не без шероховатостей.
С точки зрения администрирования, сбор НДС - один из самых сложных. Компании в процессе производства товаров и услуг сначала платят НДС, потом возвращают его, и так до тех пор, пока плательщиком не окажется потребитель. Да и потребитель платит НДС не напрямую налоговикам, а покупая товары в магазинах. В общем, проблем со сбором НДС хватает во всех странах, где он применяется. Мы сравнили данные о начислении НДС с данными о поступлении, и тенденция улучшения налицо.
Помимо роста сборов (сколько фактически ФНС получила денег на конец года) НДС, которое вызвано в первую очередь подорожанием товаров и услуг, хорошо заметен и рост собираемости (отношение фактически полученных денег к начисленным налогам) НДС. Да, кризис немного подпортил статистику (каждый предприниматель выживал, как мог в условиях полной неопределённости), но всё равно в итоге получили хороший рост.

Олег Богданов
ведущий аналитик QBF
«За последние годы существенно выросла собираемость налогов – в Российской Федерации она сейчас одна из лучших в мире. В частности, ведомством была внедрена система контроля собираемости налога на добавленную стоимость – АСК НДС, цель которой состоит в автоматическом отслеживании цепочки создания добавленной стоимости. Сейчас в России один из самых низких в мире разрывов по НДС – он составляет лишь 0,6%. В мире данный показатель достигает в среднем 10%».

Но не все согласны с утверждением, что рост сборов – это заслуга исключительно налоговиков. Не обошлось без тотальной цифровизации всей нашей жизни.

Дмитрий Потапенко
управляющий партнер "Management Development Group"
«Основной успех по сборам налогов случился из-за того, что маркетологи банков в своё время продвинули использование мобильных приложений. И люди стали ими пользоваться. Потом законодатели обязали банки передавать всю информацию. Поэтому успехи налоговой обеспечены не внутренней реорганизацией ФНС (в среднестатистическом отделении налоговой всё по-прежнему: сотрудники сидят за 25 – 30 тыс. рублей, обложенные бумагами так, что не пошевелиться). Реорганизация произошла благодаря предпринимательскому сообществу. И эти преобразования началась как раз 10 лет назад».

Да и собираемость самого главного налога, влияющего на работу компаний, - налога на прибыль, тоже нельзя назвать сильной стороной ФНС.
Рост сборов налога на прибыль обеспечен только ростом прибыли компаний. Успехов ФНС в данном случае нет. Даже в период кризиса.

Иван Антропов
независимый аналитик
«Количество прибыльных компаний после кризиса не увеличилось. Но зато показатели лидеров улучшились. В значительной степени прибыльные компании представлены предприятиями нефтегазового сектора, а также экспортоориентированной металлургией и химической промышленностью. Им очень помог сначала резкий спад курса рубля, а в последствии – рост цен на нефть. Нельзя также забывать, что стабильная прибыль крупнейших предприятий во многом обеспечена бюджетной поддержкой госкомпаний и выделением средств на реализацию нацпроектов».
Все средства хороши или как убить «средний класс» в стране
А что же те, кому выплывать приходится самостоятельно? Одни из самых выдающихся результатов показали ответственные за налогообложение малого бизнеса, к которому применимы различные специальные режимы: упрощённая система налогообложения, с которой можно платить 6% от выручки (или 15% с разницы доходов и расходов), единый налог на вменённый доход, единый сельхозналог, патенты).
Что ни год, то перевыполнение плана: в 2018 году сборы составили 112%! Но не обошлось без подводных камней.

Иван Антропов
независимый аналитик
«Для малого бизнеса в России по налогам созданы хорошие условия. Не каждая страна может похвастаться возможностью легальной работы за 6% от выручки, налоговыми вычетами на сумму уплаченных соцвзносов, дешёвыми патентами и упрощённой бухгалтерией. Но если бизнес развивается и переходит в статус средних предприятий, преференции теряются. Предпринимателям выгоднее дробить свой бизнес на мелкие части, оставаясь в статусе малого бизнеса: это наносит удар и по развитию экономики, и по объёму собираемых средств. Этим и объясняется рост популярности таких режимов налогообложения. Такой способ «оптимизировать» издержки бизнеса».

В России оставаться маленьким и не развиваться, выгоднее, чем стремиться к чему-то большему. В результате у нас практически отсутствуют средние предприятия как класс.
Неналоговые сборы: почему соцзащита работников выходит бизнесу боком
Помимо налогов, ФНС собирает с бизнеса соцотчисления, которые встают преградой для легального оформления сотрудников. Предприниматели вынуждены платить минимум 30% от зарплаты до уплаты НДФЛ в соцфонды. Вместе с НДФЛ отчисления составляют 49% от получаемой на руки зарплаты. В некоторых случаях ещё надо платить отчисления до 8,5% за травматизм.

Анна Вовк
генеральный директор ООО «Национальная Дистрибьюция», председатель Комитета МТПП по развитию инвестсреды для бизнеса
«Недавно я встречалась с производителями продуктов питания. Проблемы схожи: сложившаяся фискальная политика в области налогообложения и социальных сборов вынуждает заниматься оптимизацией, отвлекает от ведения основного бизнеса, и не даёт эффективно заниматься привлечением инвестиций. Другими словами, всё, что зарабатывается – уходит на оплату налогов и сборов. Прибыли, которую можно было инвестировать в развитие компании, просто не остаётся. У малых компаний всё ещё сложнее: они либо тихо живут в тени, либо не выживают».

Опросы Фонда «Общественное мнение» в 2019 году показали, что 43% респондентов назвали условия в России неблагоприятными для ведения бизнеса. И главная причина – высокие налоги и сборы. Получается, обеспечивая рекордно высокий уровень сбора налогов, ФНС при Мишустине создавала комфортные условия именно процесса оплаты налогов, но никак не комфортной работы для бизнеса.
Также не способствует развитию предпринимательства крайне жёсткое отношение налоговиков к компаниям, которые не ведут никакой деятельности - ФНС инициирует их ликвидацию. Учредители при этом автоматически попадают в чёрный список с запретом на открытие нового бизнеса на 3 года. Ничего не нарушали, преступлений не совершали, просто не начали вести работу – и за это трёхлетнее наказание.
Налоги – причина роста цен
Масштаб проблемы можно понять, если сравнить объём обязательных отчислений в виде взносов, налогов и акцизов в соотношении к ВВП России.
Если сборы ФНС в 2013 году составляли 15,5% от стоимости всех произведённых товаров и услуг, то в 2018 году - уже 20,6% от всего ВВП России. Это значит, что доля налогов в ценах на товары и услуги становится всё больше. По итогам 2019 года налоги должны занимать ещё большую долю благодаря повышенному до 20% НДС, который принёс казне более 650 млрд. рублей. А оплачивать все эти успехи налоговиков опять нам с вами.

«Самое важное — снять барьеры для бизнеса, сократить издержки для бизнеса, во всяком случае существенно поговорить с бизнесом» - таковы были первые слова Михаила Мишустина перед назначением на премьерский пост. И здесь самая главная опасность – как бы диалог не оказался монологом. Положительная роль ФНС в вопросе развития предпринимательства видна, если рассматривать исключительно вопросы администрирования платежей. Однако Дмитрий Потапенко обращает внимание на менее официальную сторону вопроса: «Сказать, что сейчас платить налоги проще – большое преувеличение. Причина проста: налоговая служба исполняет роль палача. Они сами признаются, что есть такая-то законодательная норма, и они ей пользуются. Это означает, что нормы запутаны, и возникает много конфликтов у предпринимателей с ФНС на почве, например, возврата НДС. Налоговая всегда принимала участие в «заказниках». «Оптимизация» НДС всегда проводится с привлечением сотрудников налоговой».
Экономику развивать – не налоги собирать
Хорошо собирать налоги в ФНС умеют. Но опыта управления фискальной нагрузкой на бизнес (это налоги и все прочие отчисления в пользу государства) у Мишустина нет. Как отмечает Игорь Николаев, «налоговую политику определяет не ФНС, для этого есть правительство с Минфином и Минэкономразвития. Налоговая – это служба, которая выполняет только задачу по сбору налогов».

Таким образом, задачи у Михаила Мишустина новые, а вот принципы работы его пока знаем только старые. Подводя итог, можно их обобщить и перечислить.
Главный вопрос - сможет ли Мишустин отделить свои профессиональные подходы к сбору налогов от реализации задач премьера, которые раньше его не беспокоили и в расчёт не принимались. Например, озвученные президентом страны задачи по улучшению благосостояния населения, вхождению экономики России в пятёрку крупнейших в мире и повышению инвестиционной привлекательности противоречат привычным для экс-начальника ФНС методам. И, если Михаил Мишустин останется верен своим принципам повышения сборов любой ценой, то выжмут всех до последней капли - ради формального достижения показателей. В таком случае останется надеяться лишь на то, что планы экс-начальника ФНС потерпят фиаско.