«Россети» планируют создать единую национальную сеть зарядных станций

Электромобили – один из трендов XXI века, в котором вопросы экологии становятся одними из первостепенных. Однако пока Россия отстает по темпам перехода на электротранспорт. Покупатели зачастую делают выбор в пользу машин на традиционном топливе в том числе из-за отсутствия нужной инфраструктуры, то есть попросту опасаются, что электрокар в нужный момент будет банально негде зарядить.

Электрификация всей страны
В нашей стране, в частности, «Россети» занимаются вопросом строительства электрозаправок еще с 2013 года, когда текущая тенденция только-только намечалась. В компании работают над эффективностью использования сетевой инфраструктуры, увеличением нетарифной выручки и созданием условий для широкомасштабного внедрения электротранспорта в стране, что важно для экологической модернизации крупных городов. Кроме того, «Россети» планируют использовать электромобили в корпоративном парке.

Компания за минувшие годы уже создала сеть из 263 зарядных станций от Калининграда до Иркутска, в том числе 34 в Москве и 59 в Санкт-Петербурге. В дальнейшем «Россети» намерены решить амбициозную задачу и построить единую национальную сеть. На первом этапе она охватит города-миллионники и свяжет их транспортными коридорами, затем – города с населением от 500 тыс. человек. Всего до 2025 года планируется ввести в работу 1341 зарядную станцию в 30 крупных городах и на 30 ключевых автомагистралях.

Как это работает
«Россети» также планируют сформировать транспортные коридоры между городами, что даст возможность беспрепятственно путешествовать на электрокаре по всей стране. Учитывая типичные для России расстояния, сеть промежуточных зарядных станций будет востребована даже при пробеге на одной «заправке» 400-500 км. Это сравнимо с расстоянием, которое проезжает на одном баке и обычный автомобиль. Предполагается, что пользователь вне зависимости от региона пребывания будет получать доступ к услуге через единое мобильное приложение.

Кроме того, рассматривается возможность перевода части общественного транспорта на электробусы или такси на электромобили. Например, до конца 2020 года «Россети» установят 53 ультрабыстрые зарядные станции для столичных электробусов – они в 6 раз мощнее устройств для легковых машин.

Цена вопроса
Стоит отметить, что существенная статья затрат – это стоимость технологического присоединения, что в некоторых случаях может доходить до 10 млн рублей и более. Например, если речь идет о зарядной станции на скоростной магистрали в удалении от городов. Чтобы сократить издержки, электрозарядки строятся максимально близко к существующим сетям, либо планируются их размещение там, где уже запроектировано расширение сетей. Также прорабатывается использование аккумуляторов, где нет потенциала дальнейшего расширения сети или стоимость технологического присоединения сопоставима с со стоимостью «батареек» и их обслуживания.

А как у них?
Вместе с тем, подобная масштабная деятельность нуждается в четких правилах, установленных государством, и различных мерах господдержки.

Наиболее впечатляющий рост по внедрению электромобилей показывает Китай. Рост акций китайских производителей электромобилей уже опережает американских гигантов автопромышленности. Инвесторы охотно вкладываются в эту отрасль, ожидая роста продаж. Такая уверенность вероятно связана с тем, что китайское правительство провозгласило программу перевода транспорта на новые источники энергии. К 2025 году пятая часть продаваемых в стране машин должна использовать либо гибридные силовые установки, либо электродвигатели. К 2035 году их доля в структуре продаж новых транспортных средств должна увеличиться до 50 %.

В США тоже действует целый комплекс мер, направленный на поддержку производителей. Это позволило данным странам стать лидерами в сфере электротранспорта.

А как у нас?
В России такая система поддержки пока находится в зачаточном состоянии. Обсуждаются льготное кредитование, субсидирование лизинговой ставки, квоты по госзакупкам, то есть инструменты, которые уже применяются в отношении традиционного автопрома. Однако комплексная программа, в которой все аспекты были бы увязаны в целостную систему, пока не принята.

«Россети» – один из основных инициаторов изменений нормативной базы. Сегодня на пути массового внедрения электротранспорта есть много бюрократических барьеров – норм и правил, которые уже неактуальны или просто противоречат друг другу. Требуются изменения в десятки нормативных документов – от федеральных законов (положений Гражданского и Налогового кодексов, Правил дорожного движения) до региональных и муниципальных актов.

Именно поэтому компания ведет системный диалог с профильными комитетами Госдумы РФ, министерствами и ведомствами об инициативах по развитию экологически чистого транспорта и зарядной инфраструктуры, поддержке разработчиков электромобилей и оборудования. А такие меры быть самые разные: от субсидий субъектам РФ, использующим «зеленый» транспорт в общественных перевозках, до свободного проезда электромобилей по платным автотрассам. «Россетями» во многих регионах инициированы предложения по отмене транспортного налога на электромобили, введению для них бесплатной парковки.

Российское законодательство уже сделало шаг в нужном направлении, так, в нем прописана возможность строительства электрических зарядных станций силами АЗС и электросетевых компаний. Тем не менее, очевидно, что необходимы дополнительные меры поддержки, способствующие более плотной координации усилий государства и бизнеса. Сеть электрозаправок будет расти быстрее, если этот процесс станет более выгодным для всех участников рынка, а власти помогут преодолеть трудности, с которыми сталкиваются инвесторы.