НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ
МИЛЛИАРДЫ ДЛЯ НЕПРИЗНАННЫХ РЕСПУБЛИК:
ПОЧЕМУ «КУПЛЕННЫЕ ДРУЗЬЯ»
НЕ СПЕШАТ БЛАГОДАРИТЬ РОССИЮ
Политический кризис в Абхазии, вызванный несогласием народа с результатами президентских выборов (в сентябре во втором туре победил с перевесом в 1000 голосов Рауль Хаджимба, занимавший на тот момент пост президента), привёл к целой череде громких событий. Сначала протестующие граждане Абхазии захватили здание администрации президента, потом Хаджимба подал в отставку, и были назначены внеочередные выборы.

Ситуация с будущим Абхазии после народного восстания, повлёкшего государственный переворот и отставку президента, постепенно проясняется: в конце весны пройдут выборы, планируется создать новую партию (рабочее название – «Будущее Абхазии»). Ее основателем и координатором должен стать родственник первого президента Абхазии, председатель Совета по делам молодежи при патриархе Московском и всея Руси, действительный государственный советник России Инал Ардзинба . С Россией у 29-летнего политика тесные связи. Он успел поработать сотрудником администрации президента, а в 2014–2018 годах возглавлял департамент, курировавший Украину в управлении по социально-экономическому сотрудничеству с государствами СНГ, Абхазией и Южной Осетией. Инал Ардзинба родился в Сухуми, но является российским государственным служащим. Любое государство было бы несколько смущено таким поворотом. Но здесь история особая: абхазская экономика существует только за счёт субсидий из федерального бюджета России, которые составляют порядка 50% казны практически никем не признанной республики.

Кто будет президентом Абхазии – решать абхазскому народу. Нас куда больше интересует вопрос, сколько и зачем Россия тратит денег на поддержание государств, которые таковыми считаются только у нас, да ещё в паре малоизвестных стран.
С чего все началось.
Миллиарды для Южной Осетии
В конце июля 2008 года стартовала активная фаза вооружённого конфликта между Грузией и самопровозглашённой республикой Южная Осетия, которая когда-то наравне самопровозглашённой Абхазией входила в состав Грузинской ССР. 8 августа Россия со своими вооружёнными силами поддержала Южною Осетию с Абхазией, затем признав эти республики независимыми государствами. Дальше – классика: «мы в ответе за тех, кого приручили». Пришлось нашей стране взять на себя финансовые обязательства по поддержке обеих республик.

Юлий Нисневич
профессор, доктор политических наук
«У России нет иного выхода: она «создала» эти республики, но самостоятельно кормиться они не могут. Без поддержки они просто не выживут. А раз уж эти образования поддерживаем, то вынуждены кормить, чтобы не умерли».
Но расходы федерального бюджета – это ещё не вся помощь республикам. Южной Осетии отдельно помогали Газпром и Москва. В итоге в первые 5 лет кавказская республика, по данным Счётной палаты, получила 35 млрд рублей из федерального бюджета и ещё 10 млрд из других источников.

Реальный объём финансирования Республики Южная Осетия превышает отчисления из федерального бюджета РФ на 28%.
Спонсирование Приднестровья
Россия еще оказывает поддержку на регулярной основе Приднестровской Молдавской Республике (ПМР).

С ПМР давняя история, тянущаяся с момента распада СССР. И точно также Россия начала оказывать финансовую помощь на регулярной основе с 2008 года. Но есть серьёзные отличия: Россия до сих пор не признала ПМР как независимое государство, а значит и отношение иное, с другим подходом к оказанию финансовой поддержки.
Россия оплатила Приднестровью строительство детских садов, больниц, создание мелиоративной системы, помогает избавиться республике от задолженности по пенсиям. Что любопытно: в России, чтобы обеспечивать выплаты пенсионерам в полном объёме, идет реформа пенсионной системы с повышением пенсионного возраста. Аналогичная мера была предложена и ПМР в рамках гармонизации местного законодательства с Российским. Но президент непризнанной республики Вадим Красносельский просто отказался, оставив прежние 55 лет для женщин и 60 для мужчин. Неужели для российских властей приднестровские пенсионеры важнее своих?

Юлий Нисневич
профессор, доктор политических наук
«Мы не можем в приказном порядке вмешиваться в законы Приднестровья. К тому же опыт показал, что повышение пенсионного возраста вызывает бурную негативную реакцию. В этом случае из Приднестровья всё население убежит в Молдову».


Неопределённый статус ПМР создаёт проблемы с урегулированием вопросов по оплате российского газа. Де-юре Приднестровье – это часть Молдовы, но при этом потребление газа для левого и правого берегов Днестра учитывается отдельно. И президент Молдовы Игорь Додон настаивает на том, что Молдова не несёт ответственности за долги дочерней компании Газпрома – «Молдовагаза», обслуживающей Приднестровье, и эти долги должны быть просто списаны. У самого Приднестровья денег на погашение долга нет.
А как помогаем ДНР и ЛНР?
Свой подход был найден к Донецкой и Луганской народным республикам. Несмотря на стремление быть независимыми от Украины и экономическую блокаду со стороны опять-таки Украины, эти территории всё ещё остаются ее частью. Независимость республик так и не была никем признана.
Непосредственное перечисление денег в ДНР и ЛНР, в отличие от всех предыдущих случаев, не афишируется. Если отправляли безвозмездную помощь, то это были различные товары, доставляемые конвоями МЧС, а если давали деньги, то за них требовали какой-то товар. Пускай этот товар не очень-то и нужен – ранее Росрезерв не интересовался созданием запасов сырья для металлургии.

Это на поверхности. Но, если копнуть поглубже, то всплывают более интересные схемы финансирования ДНР и ЛНР.

Юлий Нисневич
профессор, доктор политических наук
«На самом деле деньги в ДНР и ЛНР поступают через банки Южной Осетии. Поэтому там не только деньги на Южную Осетию, но и деньги на подержание ДНР и ЛНР. В Южной Осетии этого и не скрывают».

Редакция «НИ» отправляла запросы в Минфин и Казначейство, чтобы выяснить реальный объём финансирования ДНР и ЛНР, но федеральные ведомства отказались предоставить информацию и пролить свет на эти вопросы.
Через кого проходят деньги?
Финансирование непризнанных республик – достаточно непростой с политической токи зрения вопрос. Он может вызывать серьёзные конфликты на международном уровне, поэтому его нельзя пускать на самотёк: каждое решение согласовывается на самом высоком уровне. Плюс это контроль над мощными финансовыми потоками.
Зачем такие траты на чужие территории?
Так для чего Россия вливает столько денег в республики, которые практически никем не признаны, или вовсе являются частью другого государства? Популярная версия – поддержка граждан России.

Алексей Мартынов
политолог
«Россия помогала в первую очередь гражданам своей страны. В Южной Осетии почти 99% граждан имеют российское гражданство. В Абхазии немного меньше - 85%, и четверть граждан Приднестровья граждане России. Так что, Россия оказала помощь своим гражданам».

Однако в США проживает 4 млн россиян – в 13 раз больше, чем в РЮО и Абхазии вместе взятых. И не у всех там жизнь лёгкая и приятная. Означает ли это, что нам пора оказывать материальную поддержку США?

Жители Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья, ДНР и ЛНР надеялись, что деньги из России обеспечат им новую жизнь, которая будет намного лучше прежней. В таком строительстве светлого будущего заинтересована Россия: высокий уровень жизни людей на этих территориях продемонстрировал бы всему миру, как хорошо дружить с нашей страной. Но, кажется, что-то пошло не так: когда всё хорошо, люди не стремятся устраивать государственные перевороты и требовать отставки президента.

Помогали, помогали... да не помогли. Что пошло не так
Недостаточно деньги просто выделить, их ещё нужно грамотно и с умом потратить. С этим, как выяснилось, масса проблем. Впервые вопросом расходования средств, выделяемых Абхазии, Счётная палата задалась в 2010 году. Тогда смогли выявить нарушения на 347 млн рублей. Сколько выявить не смогли – не известно. Проверка показала, что в республике отсутствуют нормативы проведения госзакупок: подрядчики могли самостоятельно вносить изменения в сметы, что приводило к росту цен на материалы и услуги. Госзаказчики в условиях полной свободы сами выбирали подрядчиков без конкурса и проектно-сметных документов. По словам Татьяны Голиковой , которая курировала вопросы помощи Абхазии в 2012 – 2013 годах, деньги тогда распределялись «понятийно».
Вице-премьер Абхазии Дмитрий Сериков в 2015 году так охарактеризовал процесс использования полученных денег:

«Здесь имеют место факты, при которых договоры заключались на 40 млн.рублей, акты закрывались на 80 млн.рублей, а деньги перечислялись в размере 90 млн. руб. Никакие дополнительные сметы, подписанные к договорам не оформлялись, а если и оформлялись, то они утеряны и, как доказывает практика, восстановлению не подлежат».

Деньги выделяются и исчезают без следа. Какому народу такое понравится?

После разрушений 2008 года в Южной Осетии были заново выстроены новые жилые районы, но на этом всё. Деньги выделялись, отчёты о выполнении работ приходили в Москву, но почему-то в декабре 2011 года на выборах президента люди открыто выступили против кандидата, предложенного Москвой. Дошло практически до мятежа: терпеть коррупцию высокопоставленных чиновников никто уже не мог. Проведённая Счётной палатой проверка показала , что треть средств была потрачена неэффективно, 6 млрд рублей «подвисли» в незавершённом строительстве, а часть просто потерялась. Возбудили 72 уголовных дела, но к чему они привели – не известно. Поддержка Южной Осетии осуществлялась только ради факта освоения средств: коровы, купленные по завышенной в 3 раза цене, были не приспособлены к местному климату, саженцы яблонь из Сербии погибли, саженцы фундука вовсе не были обнаружены. Точно также до Южной Осетии не доехали оплаченные теплицы и овцы. Также «внезапно» выяснилось, что на реконструкцию свежепостроенного в 2015 году и торжественно открытого спортивного комплекса в присутствии Александра Валуева, Александра Карелина, Натальи Рогозиной и Алины Кабаевой требуется ещё несколько сотен миллионов рублей.

Вот что об этом думают эксперты.
Выходит, что наладить мирную жизнь в этих республиках, поднять уровень жизни российские власти не очень-то и пытались, раз допускают творящийся там произвол. Может есть ещё какие-то причины оказания поддержки непризнанных республик? Наши эксперты считают, что да.

Дмитрий Орешкин
политолог
«Во-первых, цель как можно болезненнее наказать Грузию и Саакашвили персонально, а во-вторых, создать постоянно действующий территориальный конфликт. Дело в том, что страны с постоянно действующим пограничным конфликтом в НАТО не принимаются. Всё это сделано для того, чтобы НАТО не втягивалось во внутренние разборки. Соответственно, Грузия с Молдавией не могут войти в НАТО и ЕС».

Сделать красивую «витрину» из непризнанных кавказских республик не получилось, а вот подпортить репутацию – очень даже. Можно ли рассчитывать на то, что получится сделать красивую «выставку достижений народного хозяйства» из куда более близких Западу (в лице Европы) Приднестровья и восточной Украины? Пока нет никаких признаков успешного завершения программы поддержки. Деньги продолжают выделяться и таять.

О том, каковы перспективы финансирования республик, из каких именно источников выделяются средства, ни в Минфине, ни в Казначействе на запросы «НИ» не ответили.


Александр Скаков
Координатор рабочей группы центра изучения центральной Азии и Кавказа института востоковедения РАН, к.и.н
«Витринное государство не удалось сделать и из самой России. Сложно ожидать, что на экономической периферии огромного региона, не выбравшегося из кризиса и стагнации, возникнет экономическое чудо. Корень всех причин, всех проблем и всех бед находится не в Цхинвале и не в Сухуме. А в Москве».