"Новые Известия" составили рейтинг
безопасности регионов
Безопасность – одна из базовых потребностей человека, идущая сразу за удовлетворением голода, жажды, крова и сна, если верить старику Маслоу (а с чего бы ему не верить?). Новые Известия попытались разобраться, насколько эту важнейшую потребность может реализовать рядовой россиянин.
Безопасность в России
108 место в рейтинге самых безопасных стран*
154 место в мире по убийствам**
9,2 преднамеренных убийства на 100 тыс. человек в год**
* по версии журнала Global Finance

** согласно данным Управления Организации Объединённых Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН)

Чтобы оценить уровень безопасности в России, мы сравнили показатели количества преступлений*, от которых может пострадать любой даже самый законопослушный гражданин (убийства, изнасилования, грабежи, кражи и угоны) с ведущими европейскими странами (Германия, Франция, Великобритания, Испания), традиционно спокойной Норвегией, Польшей, вышедшей из соцлагеря, а также с заокеанскими США, Канадой и криминальной Мексикой. Где меньше всего шансов стать жертвой того или иного преступления мы отразили в нашем интерактивном рейтинге.
*По данным УНП ООН
По количеству убийств хуже в этом рейтинге дела только в Мексике, а вот в Норвегии на 100 тыс. человек убийств совершается в 20 раз меньше... Но преднамеренные убийства – это далеко не единственный важный для безопасности параметр. Да и не только международные организации мониторят криминогенную обстановку. Новые Известия заинтересовались ситуацией в разных уголках России. Обратившись к недавно вышедшему отчёту Генеральной прокуратуры за 2018 год, мы выяснили, в каких российских регионах можно чувствовать себя в относительной безопасности, а в каких – пребывание может превратиться в экстрим-тур.
Для начала разберемся с обстановкой по стране.
Региональный аспект
По абсолютным значениям лидирует в антитопе Москва с населением в 12,5 млн. человек и 140 542 совершенными за год преступлениями. Меньше всего их – на Чукотке: 748 преступлений за год, в среднем по 2 преступления в день. Но напрямую сопоставлять Москву и Чукотку, где численность населения не сравнима, не корректно. Поэтому мы взяли численность населения на 1 января 2018 года каждого региона и посчитали, сколько же преступлений совершается в регионе на 1000 жителей за год. Такой показатель будет объективно отражать уровень преступности, независимо от численности населения.
«Бандитский Петербург» в итоге оказался не таким уж и бандитским: в среднем за год здесь совершается 10 зарегистрированных преступлений на 1000 жителей, в то время как в среднем по России на 1000 человек приходится 14 зарегистрированных преступлений. В итоге по-настоящему бандитским оказался Дальний Восток. Жить восточнее Байкала довольно опасно. Эксперты объясняют то следующим образом. Москва же расположилась на 24 месте (11,2 преступлений).

Александр Михайлов
Генерал-майор ФСБ, член Правления комитета МОО «Национальный комитет общественного контроля»
Александр Михайлов, генерал-майор ФСБ, член Правления комитета МОО «Национальный комитет общественного контроля»

«Бурятия, Амурская область – мне понятно – молодёжная преступность. Если мы говорим о Забайкальской зоне, там высокая подростковая преступность – АУЕ и прочие.

Также эксперт обращает внимание, что на Дальнем Востоке было и до сих пор есть большое количество тюремных зон. «Куда эти люди после выхода деваются? Многие остаются жить там, где отсидели срок. А чем они могут жить? Только преступлениями » - отмечает Михайлов.

Если верить официальной статистике, выходит, что самые безопасные регионы с законопослушными жителями - на Кавказе. Неужели там ни на кого не нападают, взяток не дают, и с незарегистрированным оружием никто не балуется? Получается, сводки новостей врут? Мы бы не спешили обвинять СМИ в очернении кавказского региона.

Вот что говорит по этому поводу Александр Михайлов:

Если говорить о Чеченской республике – то это реально. Там действительно наведён порядок, даже машины на ночь не запирают. Можно безбоязненно гулять по Грозному в любое время суток. Что касается других регионов Северного Кавказа, мы прекрасно понимаем, что национальная эстетика всегда отличается особым подходом к статистике. Поэтому, возможно, где-то, действительно, есть снижение, но оно связано с родо-племенными отношениями, поэтому там регулирование идёт не столько в правовом ключе через уголовное право».

В любом случае, уровень преступности в кавказских регионах подозрительно низкий. Поэтому, для чистоты эксперимента, мы решили составить альтернативный ТОП регионов, в который вообще не включали регионы Северо-Кавказского федерального округа.
И тут уже ситуация иная – лидируют в антирейтинге небольшие регионы Центрального федерального округа.
Александр Михайлов:

«Чем беднее регион, тем меньше преступность. Если мы говорим, Центральные регионы богатые, то там большое количество преступлений совершается «залётными». Человек не пойдёт грабить в рязанской деревне, где и взять нечего. Там распространены бытовые преступления, мордобой, но это – другое. К богатым регионах большое притяжение у приезжих. С другой стороны, повышенная турбулентность там, где большие деньги. В среднем по стране – 245 человек на 100000 населения стоит на учёте в наркодиспансерах. А в Ханты-Мансийском автономном округе не 245 человек стоит на учёте, а 640. Почему? Потому что туда везут наркотики, так как там есть деньги».
Однако мы решили копнуть еще глубже. Ведь если опираться на общую статистику, которая учитывает всю преступность вообще (в том числе и те преступления, которые никак не угрожают жизни и здоровью), можно опять все списать на субъективность критериев: ну, подумаешь, засилье мелких воришек, может быть, Дальний Восток очернило… Поэтому, для чистоты эксперимента мы сделали рейтинг регионов по количеству тяжких и особо тяжких преступлений: согласно УК РФ, это те, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы от 6 до 10 лет включительно (грабёж, вымогательство и т.д.), а особо тяжкие – это те, за которые предусмотрено лишение свободы на 11 и более лет (разбой, умышленное причинение тяжёлого вреда здоровью, изнасилование и др.).
Чуда не произошло. Снова в «анти-ТОПе» Дальний Восток. Всё-таки, не в мелких воришках там дело. Причём Тыва – регион с почти самой высокой смертностью людей в трудоспособном возрасте. «НИ» ранее уже публиковали статью о шансах дожить до старости и там отмечали, что в Тыве высока смертность не только от отравлений алкоголем и ДТП, но и от убийств: 3,91 убийство на 1000 человек в год. Но и это не все.

Александр Михайлов
Александр Михайлов:

«В Тыве есть посевы наркосодержащих растений. Если посмотреть статью 228 часть 2 (сбыт наркотических средств), то совершенно понятно, что особо тяжкие преступления – это не только убийства. Сбыт наркотиков в особо крупном объёме – тоже тяжкое преступление.
Поздравить же можно Белгородскую область: и один из самых законопослушных, и самых безопасных регионов России. А вот Рязанская область выпала из ТОПа: общее количество преступлений там небольшое, зато велика доля тяжких и особо тяжких. По их количеству область занимает только 22 место в России.

Илья Гращенков
Руководитель Центра развития региональной политики,
Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики, назвал данные по Белгородской области ситуацией «Благополучного колхоза».

«Что-то похожее на ситуацию в Белоруссии – отстроенная, слегка авторитарная, но, тем не менее, позволяющая всё контролировать, система, которая не допускает роста бытовых преступлений и убийств».
Увы, но и в этой версии рейтинга Москва не радует: город занимает 65 место из 85 регионов (на 1000 жителей приходится 3,5 тяжких и особо тяжких преступления). И Санкт-Петербург с 3,6 тяжкими преступлениями расположился по соседству: 70 место. Кроме того, что столица, в которой проживает 8,5% всего населения страны, обладает посредственными показателями по количеству тяжких и особо тяжких преступлений, так ещё и является лидером по доле преступлений, совершённых в составе групп 20,7% преступлений). Если в других регионах преступления совершаются в одиночку, иногда непреднамеренно в состоянии алкогольного опьянения (треть от всех преступлений в России, а на Чукотке – и вовсе 56,7%), то в Москве действуют организованные преступные группировки. То есть беззаконие, можно сказать, в руках «профессионалов».

Илья Гращенков
Руководитель Центра развития региональной политики,
Илья Гращенков:

«Все едут в Москву. Здесь проживает более 10% от общего числа населения страны. При высокой концентрации населения и высокое число преступлений. Сюда едут иногородние, мигранты, среди которых часто вспыхивают конфликты. Любой крупный город всегда криминагенен».
В общем, в России не соскучишься. Даже в тех «медвежьих» углах, где делать, казалось бы, нечего. Местные криминальные элементы могут «развлечь» и подарить столько адреналина, сколько не дадут ни одни американские горки в мире. А фраза из фильма «Будете у нас на Колыме – милости просим! – Нет, уж лучше вы к нам» не теряет своей актуальности: Дальний восток – это концентрация экстрима.
Но и для тех, кому хочется поменьше беспокойств за свою жизнь и сохранность нажитого, свое место найдется – Белгородская область вполне подойдет.