НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МИНЫ ЗАМЕДЛЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
ЧАСТЬ 1. Карта экологических проблем России: регионы реального и потенциального протеста
Вопросы экологии сегодня тревожат людей едва ли не сильнее, чем, например, фальсификации на выборах. Но это только верхушка айсберга. По всей России заложены «экологические бомбы замедленного действия», которые могут рвануть в любой момент и привести не только к нанесению серьёзного ущерба экологии, но и массовым протестам людей. Очень легко политизируемым протестам...

Какие именно экологические «бомбы» заложены на территории России, где они могут рвануть, и что с этим делать – разбирались «Новые Известия» вместе с экспертами.
Экология – новый тренд и новый «триггер»: чего боятся люди
Если ещё 5-10 лет назад большинство людей откровенно наплевательски относилось к экологии, воспринимая вредные выбросы или повсеместные мусорные свалки как нечто обыденное, то теперь стоит вопрос, чего больше бояться: металлургических предприятий, нефтедобычи, новых гигантских мусорных полигонов, завоза радиоактивных отходов из Европы или же вообще последствий деятельности военных? Увы, но для обоснования каждой подобной фобии примеров найдется достаточно.
Взрыв в Северодвинске , повлёкший всплеск радиации и отключение станций мониторинга, строительство крупнейшего в России экотехнопарка «Калуга» , на котором почти весь мусор по-прежнему будет просто закапываться в землю, разлив дизельного топлива под Норильском , история с уничтожением шихан в Башкирии – выбирай на любой вкус.
Достоверно спрогнозировать, где в следующий раз и по какому поводу ситуация рванёт – невозможно. Но можно выявить типы наиболее опасных объектов и регионы, где они располагаются.
«Мина» номер один: захоронение опасных отходов
По мнению директора по программам исследования и экспертизе Российского отделений Greenpeace Ивана Блокова, наибольшую угрозу окружающей среде несут не обычные полигоны твёрдых бытовых отходов, а захоронения отходов более высоких классов опасности - таких, как ядохимикаты и пестициды.
Мнение эксперта
Иван Блоков
Директор департамента по программам, исследованиям и экспертизе в Greenpeace России
- Это объекты, в которых накапливались и хранились токсичные отходы. Часть из них, которая может в любой момент "грохнуть" – это старые хранилища пестицидов, включая ГТД, которые 20-25 лет назад запаяли в трубы, а сейчас они начинают попадать наружу. Они проявляются и в Амурской области, и в Волгоградской, они на самом деле есть очень во многих регионах России. И самое грустное, что о многих мы просто не знаем. О них забыли, просто забыли...

Схожей точки зрения придерживаются и представители научного сообщества.
Мнение эксперта
Владимир Экзарьян
Заведующий кафедрой экологии и природопользования РГГРУ им. Серго Орджоникидзе, доктор геолого-минералогических наук, профессор
- Все виды захоронений отходов несут в себе риски стать бомбами замедленного действия. Все отходы у нас лежат, и деть их некуда.
«Мина» номер два: промышленные предприятия
Индустриализация, которой так гордятся любители всего советского, тоже не прошла даром: заводы в России строились и строятся под лозунгом «Быстрее, выше, сильнее», но никак не чище. Горнообогатительные и металлургические предприятия выкидывают немало отходов, которые можно в лучшем случае складывать в одном месте, стараясь не допустить их распространения.
Мнение эксперта
Иван Блоков
Директор департамента по программам, исследованиям и экспертизе в Greenpeace России
- Речь про иные токсичные отходы, которые образовывались при функционировании предприятий. Из того, что находится на поверхности, это вопрос серосодержащих отходов, потому что они уничтожают всю природу рядом, формируют кислотные реки. Угрозу представляет почти любая металлургическая промышленность с появлением серы. Ее девать некуда. Когда металлургическая промышленность работает, то она перемалывает руду в пыль, почти как муку, чтобы вытащить и обогатить. В нормальном состоянии вскрытая порода по большей части не особо токсична. Но когда вы её перемололи, то и ртуть и сера начинают реагировать с компонентами окружающей среды. И начинаются проблемы. Мне известны 11 случаев, когда отходы обогащения относились ко второму классу опасности – один из самых высоких классов опасности.
Объекты, о которых идет речь, по мнению эксперта, сконцентрированы в основном в Свердловской области , Челябинской области и Красноярском крае . Один из наиболее ярких примеров по мнению Ивана Блокова - город Норильск с расположенным поблизости металлургическим производством. Сюда же можно отнести Томинский ГОК , который сейчас только строится в Челябинской области вблизи мест проживания людей и может принести немало проблем. По мнению экологов, этот ГОК строится с нарушением законодательства. Там есть ненулевая вероятность того, что будет загрязнён источник питьевой воды, причём скорость прохождения загрязнения не известна.
Такого рода вещи могут «грохнуть» очень легко везде, где есть промышленное производство, связанное с добычей металлов.
«Мина» номер три: радиоактивная угроза
Справедливо вызывает опасение у людей и обращение с радиоактивными отходами. При строительстве Юго-Восточной хорды в Москве на территории ФГУП «Радон», входящей в состав Росатома, были обнаружены никак не защищённые и не отмеченные должным образом могильники радиоактивных отходов, в том числе плутониевые индикаторы дыма. И на этом фоне безответственного хранения радиоактивных отходов прямо в столице с ее 12-миллионным населением в Россию недавно завезли 900 тонн радиоактивных отходов из Германии. Пока что недовольство выражают лишь жители Ленинградкой области, принимающей корабли из Германии. Но это лишь до того момента, пока не проявились последствия.
Мнение эксперта
Иван Блоков
Директор департамента по программам, исследованиям и экспертизе в Greenpeace России
- Строительство в Москве хорд – пример того, что может реально вспыхнуть в любой момент. Вы посмотрите, что там произошло: сначала говорили, что всё хорошо, всё обследовали. А потом вдруг туда пришли общественники и оказалось, что там гораздо более высокий уровень радиоактивного загрязнения чем предполагалось изначально.

Безусловно, низкоактивные отходы слишком большой угрозы одномоментно не представляют. Да и в ближайшие 5-10 лет тоже скорее всего не станут проблемой. А вот что будет потом – боюсь прогнозировать, потому что я не понимаю, как будет осуществляться хранение. Если бы вы видели, как осуществлялось хранение реакторов подводных лодок в девяностые годы — это была страшная картина! Переработку импортируемых отходов планируется начать, примерно в 2050 году, то есть тогда, когда на месте не будет ни тех, кто принимал решения, ни политиков, которые их одобряли...

Главные экологические угрозы в России

Протест и экология едины
Загрязнения носят в большинстве случаев локальный характер, и только самые крупные катастрофы, которые всё-таки случаются довольно редко (во всяком случае пока), разрастаются до масштаба общероссийской проблемы. Но народные протесты могут запросто распространиться на всю страну и затронуть даже относительно тихие и беспроблемные регионы. Так, с небольшой станции Шиес в Архангельской области зародился единый день протеста, в который выходят на улицы защищать окружающую среду люди по всей стране.

Эксперты предупреждают: экология – мощный фактор современной протестной активности населения.
Мнение эксперта
Екатерина Шульман
Политолог, кандидат политических наук, доцент кафедры государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС
- По данным мониторинга протестной активности, у нас экологически- и градозащитный протест значительно вырос по сравнению с 2018 годом. В 2019 году они вышли на второе место после акций гражданского и политического протеста, обогнав протест трудовой, который ранее был самым популярным.

Карта «минного поля» страны
Как отмечает Иван Блоков , наиболее горячие точки сейчас – это Челябинск , Норильск и Красноярск . В зачаточной стадии находится протест в Кузбассе , северных нефтеносных регионах - таких, как Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа и республике Коми . Десятки лет люди терпят наплевательское отношения к экологическим проблемам со стороны властей, и выходы на улицы в этих городах и регионах сюрпризом ни для кого не станут.
"Новые Известия" продолжат разбираться в феномене экологических протестов, и в следующей части нашего материала мы вместе с экспертами попробуем выяснить главную причину массовых проблем с экологией в России, а также попробуем понять, что необходимо сделать для «разминирования» страны. Небольшой спойлер: банальной коррупцией дело совсем не ограничивается.