БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ: ИНСТИТУТ ГУБЕРНАТОРСТВА ОКАЗАЛСЯ НА РАСПУТЬЕ
После того как Владимир Путин подписал указ о введении 15 новых критериев оценки эффективности губернаторов, к экстремальным тренингам и вероятности в любой момент быть арестованным, добавилась еще необходимость обеспечивать высокий уровень доверия федеральной власти, и ряд других требований.
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ: ИНСТИТУТ ГУБЕРНАТОРСТВА ОКАЗАЛСЯ НА РАСПУТЬЕ
После того как Владимир Путин подписал указ о введении 15 новых критериев оценки эффективности губернаторов, к экстремальным тренингам и вероятности в любой момент быть арестованным, добавилась еще необходимость обеспечивать высокий уровень доверия федеральной власти, и ряд других требований.
Работа губернатором весьма специфична. С одной стороны, это высокий и престижный пост, но ни реальных полномочий, ни средств для их реализации у глав регионов практически нет. Они становятся номинальной фигурой - почти как император в Японии. Да и процедура выборов без выбора не добавляет им веса в глазах общественности, о чем уже писали «НИ» ранее .

«Новые Известия» попытались выяснить, каковы в таких условиях перспективы и губернаторских судеб, и судьбы института губернаторства в России в целом.
СЦЕНАРИЙ 1.
ГУБЕРНАТОРСКОЕ КРЕСЛО – «ЛИФТ» НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
На пути к заветной цели можно многое вытерпеть и многому научиться. В этом случае губернаторство может быть эффективной и очень жёсткой школой выживания. Как Спарта. Смог не угодить за решетку в таких непонятных условиях – молодец, годен. Или, чтобы дорасти до федерального поста, или же прыгнуть в теплые объятия бизнес-структур и госкорпораций с их денежными потоками. Однако недавнее исследование фонда «Петербургская политика» показало, что лишь чуть более 10% региональных руководителей после сложения своих полномочий успешно продолжают карьеру и идут на повышение на федеральном уровне. Из 100 губернаторов, ушедших в отставку с 2011 года, только 13 прочно обосновались в Москве.

Всего же, как отмечают эксперты, у губернаторов не так много вариантов дальнейшего карьерного роста.

Алексей Мухин
Директор Центра политической конъюнктуры

«Первый путь – это сенаторское кресло. Обычно сенаторами становятся губернаторы старшего поколения, которым нужна спокойная жизнь. Следующий вариант – это большой бизнес или госкорпорации. Все это происходит в случае, если губернатор «не наделал глупостей» и находится на хорошем счету у федерального центра. Третий путь – это, увы, тюрьма, что не редкость в последнее время».
ТОП-10 экс-губернаторов,
сделавших карьеру на федеральном уровне
Валентина Матвиенко
С должности губернатора Санкт-Петербурга (2003-2011) – в спикеры Совета Федерации
Сергей Шойгу
Из кресла губернатора Московской области (2012) – в кресло министра обороны
Алексей Гордеев
Из губернатора Воронежской области (2009-2017) - стал вице-премьером
Евгений Зиничев
Из губернатора Калининградской области (2016) – в кресло замдиректора ФСБ, а затем - главы МЧС
Михаил Мень
Из губернатора Ивановской области (2005- 2013) – в министра строительства РФ (до 2018)
Дмитрий Кобылкин
После губернаторства в ЯНАО (2010- 2018) был назначен министром природных ресурсов и экологии
Александр Козлов
Из губернатора Амурской области (2015-2018) – в министра по делам Дальнего Востока и Арктики
Сергей Дарькин
Из губернатора Приморья (2001-2012) - стал замминистра регионального развития. С госслужбы ушёл после упразднения министерства в 2014 г.
Олег Бетин
После руководства Тамбовской областью (1999-2015) ушёл в замминистры строительства и ЖКХ РФ.
Магомедсалам Магомедов
Из главы Дагестана (2010-2013) – в замруководители Администрации президента
Дмитрий Мезенцев
Был губернатором Иркутской области (2009 - 2012), затем сенатором, а теперь назначен послом РФ в Беларуси
Самые известные губернаторы-сенаторы
Андрей Турчак
(Псковская область, 2009-2017)
Дмитрий Мезенцев
(Иркутская область, 2009-2012) - ныне посол РФ
Александр Карлин
(Алтайский край, 2005-2018)
Бизнес и госкорпорации,
приютившие экс-губернаторов
Уход экс-губернаторов в бизнес-структуры или в управление госкорпорациями – самое массовое явление.
Губернатор Самарской области Владимир Артяков (2007-2012)
После отставки сначала стал замом главы «Ростехнологий», в 2013-м - председателем совета директоров сразу нескольких компаний - Объединённой двигателестроительной корпорации, ОПК «Оборонпром», ОАО «Вертолёты России». Годом позже занял должность первого зама гендиректора «Ростеха».
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко (2011 – 2018)
Стал председателем совета директоров Объединенной судостроительной корпорации. Вообще, РЖД приняла в свои ряды сразу несколько экс-губернаторов:
Губернатор Свердловской области Александр Мишарин (2009-2012)
Занял место Первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД» по развитию скоростного и высокоскоростного движения.
Глава республики Хакасия Виктор Зимин (2009-2018)
Ушёл на пост заместителя генерального директора ОАО «РЖД».
Маловато выходит историй успеха для того, чтобы считать губернаторство важной ступенью в карьерном росте. Очевидно, есть какая-то иная цель. Попробуем выяснить, какая.
СЦЕНАРИЙ 2.
ГУБЕРНАТОРСТВО – ПЕЧАЛЬНЫЙ СИМВОЛ ЗАРОЖДЕНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Если у губернаторов фактически нет ни рычагов управления, ни средств для проведения самостоятельной политики, зачем они вообще нужны? Основы такого уклада заложили еще во время проведения реформы Алексеем Кудриным в 2004 – 2005 годах. Тогда денежные потоки забрали у регионов, и направили в Москву. У регионов забрали НДС, природоресурсные налоги, а фискальная нагрузка на сырьевой сектор была перенесена с налогов на экспортные пошлины, которые также идут в федеральный бюджет.

Так что планомерное ослабление губернаторов планомерно идёт уже полтора десятка лет.

Дмитрий Орешкин
Независимый политолог
«Применяется советский принцип вертикализации. Территории должны быть послушные, подотчётные, подконтрольные, должны зависеть от центра. Они не должны быть слишком богатыми, потому что богатые делаются наглыми и самостоятельными. Этого допускать нельзя».
Таким образом, можно предположить, что ослабление возможностей губернаторов – первый этап. А следующим этапом станет полная ликвидация института губернаторства. И такая реформа пройдёт тихо и спокойно, ведь все уже и так видят бесполезность глав регионов. Заменят их какими-нибудь «регион-менеджерами», подключат новые онлайн-технологии прямого управления, и будет работать система управления, подобная какой-нибудь большой компании с прямым подчинением. Руководители регионов больше не будут руководителями в полном смысле этого слова, они превратятся в рядовых исполнителей и трансляторов воли правительства.

Но есть один нюанс: вряд ли местные элиты из числа руководства крупных предприятий согласятся терять своё влияние...
СЦЕНАРИЙ 3.
ГУБЕРНАТОРСТВО - «ИНКУБАТОР» БУДУЩИХ ПРЕЕМНИКОВ
Нестабильная власть нуждается в верных людях. И в таком разрезе институт губернаторства может быть кузницей будущих элит, которые, впрочем, заранее приучены быть верными, но безвольными.

Дмитрий Орешкин
Независимый политолог
«В любой ситуации политической человек старается понравится тем, кто его делегирует во власть. Если это выборы, то он старается понравиться избирателям, а если это кремлёвское назначение, то он старается понравиться кремлёвским клеркам или самому главному лицу. Если они перед кем-то отчитываются, они отчитываются перед Кремлём, значит они должны создать у Кремля хорошее впечатление ».

Аббас Галлямов
Политолог
Как заметил политолог Аббас Галлямов, в США, например, «политик сам принимает решение, хочет он идти на выборы, или нет. У нас же в подавляющем большинстве случаев за него решает начальство ».
Неодобрение правительства РФ, по данным опросов ВЦИОМ, выросло до 47%, Левада-центр говорит про 56%. В такой ситуации, чтобы удержаться во власти, приходится на кого-то опираться. И опора на губернаторов – вполне естественный выбор. Именно поэтому самый главный из 15 путинских показателей оценки работы – это уровень поддержки власти населением. К тому же, нынешние губернаторы не претендуют на лавры предводителя всей страны.
Власть в руках конкретных людей не вечна, а вот система может удерживать эту власть куда дольше. Поэтому необходимо наладить преемственность. Ну то есть передавать власть таким же безвольным, но преданным людям. А деятельность губернатора как раз прекрасно показывает кто есть кто.

Правда, некоторые эксперты полагают, что все же кадровый резерв в виде губернаторов носит, что называется, «органический характер».
При этом Кремль, возможно, уже присматривается к федеральным чиновникам как к вероятным преемникам-2024. Ведь, если их будет много (например, 20 потенциальных претендентов), будет проще сохранить интригу. Уже даже называют потенциальных сменщиков Владимира Путина и из числа региональных руководителей. Чаще всего звучат имена Сергея Собянина (Москва) и Алексея Дюмина (Тульская область). Но, поскольку, официальных подтверждений не было, к каждой версии необходимо подходить с определённой долей скепсиса.

Аббас Галлямов
Политолог
«Никто, кроме самого Путина на знает, рассматривает ли он кого-то из нынешних губернаторов в качестве преемника или нет. Поэтому это может оказаться и правдой, и неправдой. Можно сказать одно: Путин считает, что главная задача политика - быть непредсказуемым. Поэтому он постарается всех удивить».
Итак, первое предположение, как выяснилось, можно отсекать сразу: статистика не врёт, и люди, претендующие на пост губернатора, прекрасно понимают свои далеко не блестящие перспективы и шансы на взлёт по карьерной лестнице за счёт своих талантов. А вот остальные сценарии развития ситуации исключать не приходится. Вместе они несовместимы: реализация одного варианта автоматически исключает второй. Вероятно, упор будет сделан на создание «кадрового резерва» элит. Но, если этот вариант не сработает (может не смогут реализовать, а может и не захотят), тогда институт губернаторов будет уничтожен полностью.
Без цензуры
Часто СМИ вынуждены очень деликатно обходить тему губернаторов, однако есть остров свободы - Telegram-каналы. Никакой цензуры и лукавства. И наши материалы не остались незамеченными. Вот что на эту тему пишут в Telegram: