Новые известия
Самозанятые и предприниматели:
что общего и в чем разница
С января 2019 года в России появится новая форма налогообложения «самозанятых». Указ о вводе нового налога для них недавно подписал Владимир Путин. В некотором смысле, это революция.
Раньше приходилось либо регистрировать компанию, либо индивидуального предпринимателя. Формально то можно было зарегистрироваться и в качестве самозанятого, купив патент. Но в реальности, по-прежнему, сохранялась «теневая» история - во многом из-за налогового режима со слишком узким перечнем профессий (самозанятыми могли стать репетиторы, уборщики, няни и некоторые другие) и дорогих патентов. Например, репетитор в Москве должен был ежегодно платить почти 20 тысяч рублей, независимо от того, есть у него клиенты, или нет. Итог эксперимента с патентами таков: на всю Россию насчитывается чуть больше 2 тысяч официально оформленных самозанятых. То есть в масштабах страны, их практически нет.

Если раньше налоговики следили за доходами компаний, то новый тренд современности – контроль средств простых людей. С бизнеса уже много не возьмёшь, зато почти треть российской экономики, по оценке Всемирного банка, находится в тени. Так что теперь любой перевод с карты на карту, даже 1000 рублей, может быть заблокирован и подвергаться тщательному рассмотрению. Поэтому официальное оформление работы неизбежно. И чем раньше с этим разобраться – тем лучше. Вопрос только в том, в какой форме легализовать свою деятельность. Новый закон предлагает более лояльные условия: оплата налогов зависит только от выручки, заниматься можно практически чем угодно и, главное, минимум бюрократии. Однако далеко не все сходу смогли разобраться, и решить, стоит ли игра свеч, и для кого новый статус окажется подходящим.

«Новые Известия» сравнили нововведения, проанализировали подписанный президентом закон, и попросили экспертов прокомментировать, какой формат и кому будет наиболее выгоден и удобен.
А комментирует это вопрос
Александр Чепуренко
Ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, д.э.н., профессор, руководитель департамента факультета социологии ВШЭ
Как видим, различий хватает. Самые важные - возможность перепродавать товары и иметь наёмных сотрудников. Самозанятый не сможет открыть свою палатку на рынке и продавать там овощи, купленные у фермеров, не говоря уже об открытии магазинчика с продавцами. Да и ограничения по доходу в 2,4 млн. рублей без учёта расходов для такой деятельности откровенно малы: значительная часть средств уходила бы на покупку товаров. Представим, что такой самозанятый, владелец палатки на рынке, если делал бы наценку на товары в 20%, то заработать смог бы только 480 тыс. рублей за год, это в среднем по 40 тыс. рублей в месяц. И ведь из этих денег ещё надо заплатить за аренду места на рынке, за доставку продуктов: вот почти ничего и не остаётся. Так себе бизнес. Так что, грустить из-за запрета на перепродажу не стоит.
А вот если фермер сам будет продавать собственные овощи, выращенные на своем участке, тогда совсем другое дело! У него издержки намного меньше и лимита на прибыль в 2,4 млн. рублей в год будет достаточно. Для этого фермера или пекаря, который изготавливает торты к праздникам (это очень актуально в последнее время: налоговики активно взялись за выявление таких пекарей через соцсети), или портного, да вообще для любого человека, продающего собственные товары и услуги, становиться самозанятым явно выгоднее и удобнее, чем индивидуальным предпринимателем.
Очевидно, что в нынешнем формате самозанятые по большей части предлагают услуги не компаниям, а просто другим людям. А значит, платить придётся 4% вместо 6% у ИП. И нельзя забывать, что индивидуальные предприниматели должны ещё отдельно платить отчисления в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования. Фиксированные суммы при этом можно не считать: сознательный плательщик, который не задерживает выплаты, на эту же сумму уменьшит налог на прибыль. Но 1% от дохода свыше 300 тыс. рублей всё равно останется. 300 тыс. за год – для бизнеса это совсем немного, только 25 тыс. рублей в месяц.

Так что можно сказать, что индивидуальный предприниматель на УСН 6% платит почти 7%.
7% индивидуального предпринимателя явно больше, чем 4% - 6% самозанятого, но зато и пенсия у индивидуальных предпринимателей будет. Самозанятые-то не обязаны ничего платить в ПФР, они будут получать пенсию, как безработные. Как-то улучшить своё пенсионное обеспечение у них будет возможность только после принятия закона об Индивидуальном пенсионном капитале, куда они смогут делать добровольные отчисления. Но давайте будем честными: люди не рассчитывают на достойную пенсию. Согласно опросам портала Superjob, в России людей, которые верят в инопланетян в 4 раза больше, чем верующих в достойную пенсию: в инопланетную жизнь верят 37% опрошенных, а в то, что государство может обеспечить достойную пенсию – только 9%. Так что, большинство людей отсутствие обязательных отчислений в пенсионный фонд воспримут как благо.
«И ещё немаловажный момент: многие не хотят становиться легальными предпринимателями из-за сложности оформления и ведения текущих дел. Одни только онлайн-кассы способны вызвать стойкую неприязнь к законной предпринимательской деятельности. А кассовый аппарат должен быть у всех индивидуальных предпринимателей, которые работают с наличными средствами. Купить-то кассу не проблема: выкладывай 15 тыс. рублей и её тут же привезут. Но ещё нужно докупить фискальный накопитель (ФН) – небольшой чип, который хранит в зашифрованном виде информацию о продажах. И здесь начинаются трудности. Формально ФНы бывают с коротким сроком действия в 13 месяцев, а бывают и подольше. Но на рынке они в дефиците: их производит только одна компания. Найти трёхлетний ФН – большая проблема. Да и 13-месячный далеко не всегда встречается за 6,5 – 7 тыс. рублей. Недавно посредники их и по 20 тыс. продавали. Или покупаешь, или имеешь неприятный разговор с налоговой и штрафы . Ещё современные онлайн-кассы имеют программное обеспечение, за которое разработчики требуют регулярную плату. Разброс цен может быть очень большой в зависимости от разработчика и полноты функционала. Не забудьте платить до 3 тыс. рублей в год оператору фискальных данных, который передаёт информацию с кассы в налоговую. Плюс ко всему каждая замена ФНа требует перерегистрации кассы в налоговой. Можно стоять в очереди в местном отделении, а можно всё сделать самостоятельно со своего компьютера. Только для это придётся ходить в специальный удостоверяющий центр и покупать цифровую подпись с криптографическими сертификатами. А потом всё это пытаться запустить на своём компьютере. Операция не самая очевидная и рассчитана на не слабонервных людей!»

- комментирует Первый заместитель директора Института актуальной экономики Иван Антропов.

Иван Антропов
Заместитель директора Института актуальной экономики
У самозанятых таких проблем не будет: поставил на мобильный телефон приложение «Мой налог», зарегистрировался, и выбивай чеки, оплачивая ежемесячно налоги со своей карты. Но есть один момент, который, в свете последних событий, связанных с ужесточением контроля за переводами с карту на карту, не позволяет говорить, что всё прекрасно. Если ИП работают с отдельными банковскими счетами, за которыми следят банк и налоговая, то самозанятые работают со своим обычным банковским счётом. И возникает риск, что налоговики будут придираться к любым поступлениям денег на карту. Даже если вы заплатили за друга в кафе, а он потом вам вернул деньги. Возможно, придётся побегать и доказывать налоговой, что это была не продажа. А стимул у налоговиков для контроля всех переводов есть: первый случай неучтённой продажи будет наказываться штрафом в 20% от стоимости продажи, но не менее 1000 руб., а второй и последующий – штрафом в 100% от стоимости продажи, но не менее 5 тыс. рублей. Так что придётся очень внимательно относится к денежным переводам и требовать от должников чёткого указания назначения платежа в комментариях.
Как видим, налоговые режимы для самозанятых и индивидуальных предпринимателей довольно сильно отличаются. У самозанятых есть как неоспоримые преимущества в виде более низкой налоговой нагрузки и отсутствия онлайн-касс, так и недостатки вроде жёсткого ограничения на годовую выручку и запрета на перепродажу товаров. Так что вариант самозанятого хорошо подойдёт для небольшого бизнеса по оказанию услуг, который не планирует в скором времени расширяться.
Однако стоит отметить, что этим выбор не ограничивается. Есть ещё альтернативная точка зрения, которой придерживается Дмитрий Потапенко :

«Есть только два варианта: выходить «из тени» или не выходить. Я считаю, что, если принято решение о легализации, выгоднее всего регистрировать ООО на 6%. В самозанятые начнут переходить только «ИПэшники» с мелким оборотом. Самозанятым регистрироваться с нуля абсолютно бессмысленно».

Не самый простой с точки зрения оформления вариант, но может быть полезным, если есть планы расширять свой бизнес.

И последнее: выбирая между ИП и самозанятым, не стоит при этом забывать, что налогообложение индивидуальных предпринимателей отработано годами, а самозанятые могут сталкиваться с множеством шероховатостей новой системы.


Дмитрий Потапенко