Новые Известия
Роспотребнадзор:
защитник или нападающий?
Жизнь, здоровье, безопасность и благополучие людей, в идеале, должны быть приоритетами для любого государства. Но если всё пустить на самотёк, люди так и норовят сделать что-нибудь опасное или съесть что-нибудь вредное. Без контроля не обойтись. Особенно в России. Поэтому у нас в стране есть такая организация – Роспотребнадзор (РПН). Который бдит, чтобы с неразумным населением как бы чего не вышло. «Новые Известия» попытались выяснить, какие еще цели преследует эта структура, занимается ли ведомство защитой прав потребителей и их безопасностью, или за всей деятельностью стоят совсем другие, имеющие корыстный оттенок, интересы. Данный материал открывает серию расследования деятельности системы контролирующих органов и их влияния на бизнес в России.
Анна Попова Руководитель Роспотребнадзора
Анна Попова
Руководитель Роспотребнадзора
Руководитель Роспотребнадзора Анна Попова описывает работу ведомства так: «Мы должны вовремя реагировать на те угрозы, которые еще не наступили, но которые мы с уровнем наших знаний и интеллекта можем предотвратить». Вот это взгляд в будущее!

Недавно ведомство рассказало неразумным людям, что купание в фонтанах летом может привести к нежелательным травмам. Заботятся же! Ещё Роспотребнадзор иногда проводит исследования качества продуктов: выявляет фальсификат молочной и мясной продукции на прилавках магазинов. И, наконец, Роспотребнадзор периодически кого-нибудь закрывает: магазин, кафе или детский лагерь, например. На всякий случай.

Забота и внимание сродни материнской опеке. Поэтому так удивительно видеть столь частые в последнее время заголовки новостей о коррупции среди сотрудников Роспотребнадзора.
роспотребнадзор, контроль бизнеса, сапин, санпины, сотрудники роспотребнадзора, сотрудницы роспотребнадзора, Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области, региональный роспотребнадзор, коррупция в роспотребнадзоре, проверки бизнеса
роспотребнадзор, контроль бизнеса, сапин, санпины, сотрудники роспотребнадзора, сотрудницы роспотребнадзора, Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области, региональный роспотребнадзор, коррупция в роспотребнадзоре, проверки бизнеса
И это только события пары последних месяцев. Возникает логичный вопрос: что ставит во главу угла Роспотребнадзор – безопасность и защиту прав потребителей, или собственные корыстные интересы? Чтобы разобраться в этом, «НИ» обратились к экспертам и предпринимателям, хорошо знакомым с работой РПН.

«По ком звонит колокол» Роспотребнадзора
Спектр полномочий у Роспотребнадзора очень широк, но проследить за действиями ведомства легко можно по некоторым показательным событиям.
Беспощадный надзор и другие приключения жертв контролирующего ведомства
Как видим, у Роспотребнадзора много очень спорных и сомнительных полномочий. Именно это ведомство решает, какой бизнес будет жить, а какой обречён умереть. При этом, РПН оперирует нормами и стандартами (зачастую устаревшими), которые противоречат не только здравому смыслу, но и друг другу.

Вот что рассказывают о деятельности Роспотребнадзора эксперты.
Татьяна Минеева уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве
Татьяна Минеева
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве
«Роспотребнадзор работает на население (это следует из его названия), позиционирует себя так, и гордится этим. Цель благородная, но приводит к тому, что интересы предпринимательского сообщества при этом учитываются минимально. На коллегии московского Роспотребандзора по Москве я представляла их в одиночестве. Хотя, казалось бы, можно было пригласить и бизнес ассоциации, ту же «Опору России», и многие профильные отраслевые союзы, а это и общепит, и торговля всех видов…

Безусловно это приводит к избыточному давлению на бизнес. Очень ждём регуляторной гильотины и новой идеологии контрольно-надзорной деятельности в целом, чтобы эти практики прекратились.

Нельзя сказать, что ведомство не хочет меняться. В новом проекте СанПиН самые одиозные требования убраны. Публичная активность тоже растёт. Только на прошлой неделе представители Роспотребнадзора были на двух встречах с бизнесом. Но ведомству явно не хватает полноценного системного диалога с предпринимательским сообществом. Постараемся эту связь наладить».

Но несмотря на стремление меняться, коррупционную составляющую никто не отменял. Татьяна Минеева отмечает, что предприниматели чаще всего не любят сообщать о фактах вымогания взяток, ведь оскорбленное ведомство очень легко может сделать им ещё хуже: выписать непосильные штрафы или вообще приостановить деятельность. Такие широкие полномочия, безусловно, располагают к коррупционным проявлениям.

Рустэм Мамин, ООО «МЕДИКАЛТРЕЙД»:

«Если прочитать заголовки публикаций с упоминанием Роспотребнадзора, то получается следующее: Роспотребнадзор разработал специальные СанПиН для московских новостроек, разработал для Москвы отдельные санитарные правила и нормы, отличные от действующих по всей стране! В столичных новостройках предлагается... сократить степень освещенности квартир! Правда, Роспотребнадзор не сообщил об опасном уровне загрязнения воздуха в столице. Зато Роспотребнадзор заявил, что противогололедные реагенты безвредны для здоровья (наглая ложь - отчет сотрудников геологического факультета МГУ «Оценка эколого-геологических последствий применения противогололедных реагентов в городе Москве» ближе к правде).

Роспотребнадзор как государственное учреждение всегда защищает ошибочно понятые «интересы государства». Благо населения, а правильнее сказать, налогоплательщиков, Роспотребнадзор, очевидно, интересует только постольку, поскольку имеется общественный резонанс очередных смертей, отравлений».
Валерия Голянова , партнер «Бизнес Развитие: адвокатура и консалтинг» рассказала историю обратившегося к ней игрока сферы индустрии красоты:

«Роспотрепнадзор провел внеплановую проверку в одном из салонов сети, и изъял для экспертизы конкретное наименование шампуня. Результат экспертизы неутешительный - превышение одного из химических показателей. Максимально возможный штраф по двум статьям КоАП - 600 тысяч рублей. Но почему из всех марок, используемых салоном красоты, был выбран именно этот шампунь? И почему контрольный орган решил проверить качество товара не у производителя, а пришел к моему клиенту? Как оказалось, в компании-производителе шампуня произошел корпоративный конфликт, и бывшие партнеры начали делить рынок сбыта. После чего, по жалобам, Роспотребнадзор начал осуществлять проверки салонов красоты, использующих продукцию».
Валерия Голянова также обращает внимание на то, что у нас в стране огромный пласт регулирующих норм, и все они принимались законодателем в благих целях. Но часть этих норм не выполнима в конкретных бизнес-условиях. Они были приняты еще во времена Союза, и устарели. Яркий пример - требование наличия трех специальных помещений для подготовки яиц в кондитерских. А ряд норм, при том, что в целом необходимы для поддержания безопасности и качества, противоречат друг другу.
Александр Хуруджи глава Ассоциации защиты бизнеса
Александр Хуруджи
Глава Ассоциации защиты бизнеса
«Роспотребнадзор работает и на благо населения, и как инструмент давления на бизнес. Иностранный опыт показывает, что качество оказываемых услуг можно контролировать по-другому. Это и опыт Казахстана, и опыт европейских стран. Есть общественные формы контроля. Но сегодня предприниматели жалуются на то, что Роспотребнадзор предъявляет огромное количество требований, они постоянно меняются и дополняются. Уследить за этими изменениями практически невозможно. Вместо того, чтобы предупредить об изменении законодательства, чиновники приходят с проверками, и выписывают штраф. А размер штрафа физическому и юридическому лицу отличается в десятки раз. Естественно, такая ситуация провоцирует низовую коррупцию».

Александр Хуруджи также считает, что правила, которые создавались 30 – 50 лет назад давно морально устарели.

«Как по советским правилам можно приготовить стейк с кровью? В законодательстве (действующем) прописаны все нормы, продукты, которые использовались сорок лет назад. С тех пор в стране всё изменилось, в том числе и пристрастия потребителей, технологии, изменился контроль на стадии производства того же мяса, а стандарты остались советскими».

роспотребнадзор, контроль бизнеса, сапин, санпины, сотрудники роспотребнадзора, сотрудницы роспотребнадзора, Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области, региональный роспотребнадзор, коррупция в роспотребнадзоре, проверки бизнеса
роспотребнадзор, контроль бизнеса, сапин, санпины, сотрудники роспотребнадзора, сотрудницы роспотребнадзора, Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области, региональный роспотребнадзор, коррупция в роспотребнадзоре, проверки бизнеса

Анастасия Татулова
Основатель и управляющий партнер сети семейных кафе-кондитерских «АндерСон»
С моей точки зрения, основная проблема состоит в безобразном состоянии законов, которыми пользуется Роспотребнадзор. Многие из них устарели, обросли бесконечным количеством поправок и подзаконных актов, и дело не в злоупотреблении чиновниками этого ведомства своими полномочиями, а в своде правил и законов, которым они следуют».

Денис Орлов
Член комиссии Федерации спортивного туризма России по развитию детско-юношеского туризма, экс-директор лагеря «Золото Белого моря»
«С работой Роспотребнадзора мы столкнулись во время волны запретов и закрытий детских палаточных лагерей, последовавших за трагедией на Сямозере [в 2016 году, группа детей с инструкторами на каноэ и рафтах попала в шторм, погибло 14 детей - прим. ред.]. В нашем случае сотрудники трактовали Санитарно-эпидемиологические нормы палаточных лагерей исключительно в обвинительном ключе. Работали на задачу, негласно поставленную Главой Республики Карелия, – убрать палаточные лагеря и организованные детские походы из региона. И здесь очень удачно сошлись противоречия, заложенные в СанПиНах, неконкретность формулировок стандарта и противоречия федеральным законам. Выполнить полностью СанПиН для палаточных лагерей невозможно в принципе.

Роль Роспотребнадзора свелась в нашем случае к фиксации неизбежных нарушений и передаче данных о «нарушениях» прокуратуре. Например, Лесной Кодекс запрещает огораживать земли лесного фонда или препятствовать прохождению по ним граждан. СанПиН требует оградить забором или промаркировать территорию палаточного лагеря, расположенного в лесу. В любом случае нарушаешь – либо СанПиН, либо федеральный закон.

Всё это создаёт жирную почву для коррупции и произвола. И, поверьте моему личному опыту, произвол и коррупция у нас есть. Возможно поэтому поток русских туристов в Финляндию продолжает расти, а в соседнюю Карелию – уменьшается».

И такие перегибы характерны не только для Карелии. Это отличительная черта всего, что связано с потреблением в России. В Европе никто не будет закрывать небольшой семейный ресторан из-за невозможности прорубить окно на кухне или отделить перегородками коридоры для проноса грязной посуды и выноса мусора, никто не запретит продавать не прожаренное мясо, никто не заставит заносить товар в магазин исключительно с торца здания или через тоннели в подвалах. Потому что в основе лежит оценка риска. Да, на каком-нибудь большом производстве, связанном с рыбной продукцией, например, контроль нужен. Но риски причинить вред в рознице - минимальны. К тому же, действуют законы саморегуляции: предлагать некачественные продукты из-за высокой конкуренции просто невыгодно. Попробуй продай испорченный пармезан в Италии или червивый хамон в Испании! У нас же Роспотребнадзор только преумножает коррупцию и работает на снижение конкуренции.
Кто виноват и что делать
Итак, судя по доводам экспертов, коррупция и царящий произвол в органах Роспотребнадзора являются следствием массы несоответствий, противоречий и нелепостей в нормативной базе и организации работы ведомства. Александр Хуруджи напоминает, что у государственного контролёра фактически есть план по тому, сколько он выписал штрафов. И, если он не выпишет штраф, то его заподозрят в коррупции. Предприниматели прекрасно понимают: если контролеры уже пришли, значит обязательно найдут недочёты. Чтобы свести потери к минимуму, бизнес старается согласиться с тем, что есть нарушения.
Чтобы избежать такого формализма, губительного для многих организаций, по мнению Валерии Галяновой , следует применять риск-ориентированный подход. Необходимо здраво оценивать потенциальную опасность нарушения, как для потребителя, так и для жизнедеятельности бизнеса. Например, далеко не всегда в помещении ресторана можно конструктивно с помощью дверей и перегородок разделить потоки так, чтобы сырьё, готовые блюда, грязная посуда и вынос мусора не пересекались. Но можно разделить чистые и грязные потоки через планирование бизнес-процессов, и технологические особенности помещения не будут нести никакой опасности для потребителей.

Схожие рекомендации даёт и Денис Орлов , уверенный в том, что правильно было бы контролировать лишь реальные опасности (радиация, возможность заражения и подобное) и достоверность информации, предоставляемой клиентам.

Эксперты сходятся на том, что необходимо один раз написать новый свод требований и сформировать их по каждому направлению. Что мешает Роспотребнадзору это сделать – загадка. Также пока нет ответов на вопросы о том, почему ведомство предпочитает обижаться на критику, вместо того, что бы брать на вооружение рекомендации экспертов, и почему инициативы по изменению бесполезных и устаревших законов вносятся Роспотребнадзором так не охотно и, как правило, только после громких скандалов, совсем диких прецедентов и неизбежного давления со стороны раздраженной общественности. Не потому ли, что это попросту очень удобно для оправдания неправомерных действий контролера: дескать, мы сами заложники ситуации?

Пока же контроль в России, бессмысленный и беспощадный, не спешит приближаться к адекватности, остаётся только надеяться на то, что до любимого магазина не дойдут проверяющие, а под горячую руку контролёров попадётся действительно опасная продукция. Что ж, надежда умирает последней. И часто - сразу вместе с бизнесом.