История талантливых инженеров и бесстрашных женщин, которые смогли прорвать энергетическую блокаду Ленинграда
Война обнажает всё — как подлость, мелочность, малодушие, трусость, так и великую жертвенность, смелость, честь и сострадание. А ещё именно перед лицом войны может открыться неведомой силы ресурс, извлекающий по-настоящему талантливые, гениальные, и, порой, необъяснимые для таких условий, открытия человеческого разума и их воплощение. Такие вещи нередко случаются – мы узнаем о них из истории, как совсем давних, так и ещё не забытых времён. Одной из них суждено было случиться в блокадном Ленинграде. Эта история героизма людей, разработавших и совершивших прорыв энергетической блокады, проложивших «кабель жизни» по дну Ладожского озера, достойна вечной памяти, и может многому научить сейчас.
Блокада Ленинграда
900 дней: 8 сентября 1941 года — 27 января 1944 года
Ленинград 1942
Жизнь без тепла и света
Ленинград 1942
Жизнь без тепла и света
Предложите современному человеку представить жизнь без электричества, и, скорее всего, первое, что придёт в голову, — севшие гаджеты, невозможность подключиться к интернету и, может быть, остановившиеся лифты в жилых домах... Далеко не сразу придёт осознание того, что выжить лютой зимой в городе, отрезанном от тепла и света на долгое время, практически невозможно.
Зимой 1941–1942 годов в Ленинграде встали троллейбусы и трамваи, в домах погас свет, перестало поступать тепло, водопровод практически не функционировал, свирепствовали сильные морозы. Дефицит топлива (в ход уже шли запасы остановившихся заводов и деревянные дома) привёл к тому, что 25 января 1942 года из всей энергосистемы Ленинграда функционировала только ГЭС-1 (ныне —ЭС 1Центральной ТЭЦ ПАО «ТГК-1») с нагрузкой всего лишь 3000 кВт. Электричество шло только на хлебозавод, в госпиталь и Смольный. А ведь электроэнергия — это жизнь.
Прорыв энергоблокады
Волховская ГЭС — главная надежда на жизнь
Прорыв энергоблокады
Волховская ГЭС — главная надежда на жизнь
Было ясно, что без электроэнергии город долго не проживёт. 27 декабря, после освобождения Тихвина, руководитель блокадного Ленинграда Андрей Александрович Жданов собирает экстренное совещание, и по предложению уполномоченного Государственного комитета обороны (ГОКО) Алексея Николаевича Косыгина принимает решение о восстановлении Волховской ГЭС.
С момента запуска в 1926 году и до начала войны Волховская ГЭС оставалась крупнейшей электростанцией в Европе. В 1927 году, после запуска всех гидроагрегатов, её мощность составляла 58 МВт, а к 1941 году — уже 66 МВт. Но когда немецкие войска стали подступать к ГЭС, оборудование станции эвакуировали на Урал и в Среднюю Азию. На ГЭС остались только два вспомогательных генератора по 1000 кВт, питающих железнодорожную станцию Волховстрой. В таком виде обеспечивать Ленинград энергией электростанция была неспособна. Но благодаря принятию экстренных решений уже в феврале 1942 года в Волхов пришли эшелоны с оборудованием. Однако самая главная проблема заключалась в передаче энергии на расстояние более 100 км — через линию блокады. Проложить линии электропередач привычным путём по воздуху нельзя: их сразу уничтожат. Что делать?
Талантливые инженеры:
кто придумал «подводный» кабель, его производство и прокладку, и причем здесь бумага для денег?
Талантливые инженеры:
кто придумал «подводный» кабель, его производство и прокладку, и причем здесь бумага для денег?
Косыгин озвучивает предложение укладки кабеля по дну Ладожского озера. Воды Ладоги были единственным местом, позволяющим, пусть и с риском для жизни рабочих, хоть как-то осуществлять сообщение Ленинграда с неоккупированными территориями. Первыми нетривиальную задачу прокладки 22,5 км кабеля по дну озера получили инженер Никодим Туманов и его начальник Иван Ежов . Подобного опыта на тот момент ещё не существовало. В условиях блокадного Ленинграда задача выглядела и вовсе фантастической.
Туманову пришлось разработать как всю схему максимально быстрой укладки нескольких линий кабеля, так и предварительный монтаж всей длины подводной части кабеля в бухте Морье и, самое главное, соединительную муфту, в которую для надёжной изоляции заливалась кабельная масса.
Но просто придумать план было недостаточно. Сразу встал вопрос: где взять кабель? На его прокладку было выделено всего лишь 56 дней, и эти сроки не предусматривали поставку самого кабеля. Единственный вариант — производить его на месте, в полуразрушенном заводе «Севкабель». Однако повреждения не позволили запустить линию производства кабеля на 35 кВ, пришлось довольствоваться кабелем на 10 кВ. И это значительно усложнило прокладку: теперь необходимо прокладывать уже не две, а пять ниток.
Наше время. Источник: Google Карты
На ходу пришлось пересматривать не только технологию прокладки энерголинии, но и технологию производства кабеля. Кабель состоит из трёх медных многопроволочных жил сечением 120 кв.мм, поверх укладывается бумажная изоляция с масло-канифольной пропиткой, далее — свинцовая оболочка для водостойкости, и самый верхний слой — броня из стальной проволоки. Один метр такого кабеля весит порядка 50 кг. Но уже после того, как женщины на заводе произвели порядка 100 км кабеля (на весь Ленинград осталось только 4 мужчины-кабельщика), закончилась бумага для изоляции. Выход был найден: недостающую бумагу взяли на Ленинградском монетном дворе, она была с водяными знаками и предназначалась для денег. С тех пор прижилось неофициальное, но говорящее название: «кабель с денежкой».
Работами по прокладке кабеля руководил главный инженер «Ленэнерго» Сергей Васильевич Усов . И это был ещё один трудовой подвиг: помимо пяти ниток подводного кабеля были проложены 200 км воздушных линий, и запущены три подстанции. Ситуация осложнялась тем, что работать днём было слишком опасно из-за налётов вражеских войск. Все работы приходилось проводить под покровом ночи.
Первую нитку подводного кабеля начали укладывать в ночь на 3 сентября. Кабель соединяли муфтами на барже, а водолазы на глубине 5 – 13 метров в ледяной воде якорили и соединяли кабели. Порой приходилось работать в шестибалльный шторм. Ради пущей секретности баржу охраняли два корабля — не только от фашистов, но и от соотечественников: нельзя было допустить ни малейшей утечки информации о стратегически важном объекте.
9:40 утра 23 сентября 1942 года — знаменательная дата: в диспетчерском журнале появилась первая запись о том, что Волховская ГЭС подключена к энергосистеме Ленинграда. Тогда подача энергии шла только по одной нити. Впереди — как запуск остальных нитей, так и трагические события первых потерь в ходе операции по возвращению электричества в блокадный Ленинград.
В обстановке максимальной напряжённости сотрудники «Ленэнерго» скрыли информацию об аварии на первой нити, произошедшей вскоре после подачи энергии в 6 км от берега. Тогда получилось экстренно организовать подачу электричества по второй нити: заводы и госпитали наконец-то получили энергию. Но ещё до завершения ремонта первой нити, на второй не выдерживает береговая муфта и происходит взрыв. Туманова берут под арест. Если бы ему не удалось доказать, что причина не в его разработках, а в низком качестве изготовления кабеля, в живых бы он тогда не остался.
Параллельно с 23 сентября по 4 октября ведутся работы по прокладке четырёх нитей. Настало время прокладки пятой. Достоверной информации о том, почему её решили прокладывать днём, вопреки уже сложившейся традиции ночных работ, нет. Результатом спешки стал налёт немецких бомбардировщиков, заставших наш караван на середине пути. Тогда погибло 13 человек, на восстановление техники ушло несколько дней, а завершать прокладку кабеля пришлось на малых судах под видом рыбаков.
В итоге рабочие «Ленэнерго» уложились в 48 дней вместо отведённых 56.
Работы после прорыва энергоблокады
Работы после прорыва энергоблокады
Энергоблокаду удалось прорвать, но работы на Ладоге не завершились. Во-первых, линия требовала регулярного ремонта: всего потребовалось 65 ремонтов, 145 муфт и 8 км кабеля. А во-вторых, в январе 1943 года для увеличения пропускной способности и повышения надёжности линии электропередач, была сооружена за 12 дней «Ледовая линия» на 60 кВ и длиной порядка 30 км: кабель подвешивали на облегчённые деревянные опоры, которые вмораживали прямо в лёд озера. Это позволило увеличить передаваемую мощность до 28,5 МВт. Просуществовала эта линия 68 дней — до таяния снега.
В мае 1943 года сотрудники «Ленэнерго» соорудили новую высоковольтную линию на 110 кВ Волхов — Ленинград с переходом через Неву на сваях старого железнодорожного моста. И только после снятия блокады был смонтирован постоянный переход через Неву, получивший название Шлиссельбургский.
22 августа . ГЭС Роухиала (ГЭС-10) захвачена врагом.
30 августа . Нижне-Свирская ГЭС (ГЭС-9) и Волховская ГЭС (ГЭС-6) прекратили подачу электроэнергии в Ленинград.
7 сентября . Дубровская ГРЭС (ГРЭС-8) захвачена врагом.
8 сентября . Замкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда. Потеряны 2/3 мощности энергосистемы, более 1000 км высоковольтных линий 110-220 кВ, все загородные подстанции 35–110 кВ, основные торфопредприятия с общей годовой добычей до 3 млн.т торфа.
10 сентября . Обнародовано постановление Военного совета Ленинградского фронта о рациональном расходовании электроэнергии.
13 сентября . Приказ об уничтожении плотины Нижне-Свирской ГЭС. Нижне-Свирская ГЭС (ГЭС-9) захвачена врагом.
Приказ о демонтаже Волховской ГЭС . 6 ноября последний эшелон с оборудованием Волховской ГЭС ушёл со станции Волхов-2, а сама электростанция подготовлена к взрыву и затоплению. В здание «Ленэнерго» упала фугасная бомба 250 кг. Погибли 5 человек, часть здания разрушена.
20 ноября . Установлена самая низкая суточная норма снабжения Ленинграда хлебом: рабочие и ИТР — 250 г; служащие, иждивенцы и дети до 12 лет — 125 г.
Декабрь . Энергопотребление стало жёстко лимитироваться, полностью прекратилось движение трамваев и троллейбусов. Полностью прекратилась работа водопровода.
27 декабря . По предложению уполномоченного Государственного комитета обороны (ГОКО) А.Н. Косыгина было принято решение о восстановлении Волховской ГЭС для снабжения электроэнергией блокадного Ленинграда
1942 год
25 января . Самый тяжёлый день энергетиков Ленинграда: во всей энергетической системе работала только ГЭС-1.
Котёл № 3 электростанции «Красный Октябрь» был переделан под сжигание фрезерного торфа, который имелся на торфопредприятиях Всеволожского района. Пуск агрегата позволил повысить нагрузку электростанции до 21–22 тыс. кВт из 23–24 тыс. кВт, вырабатываемых системой.
Февраль . В Волхов прибыли эшелоны с оборудованием станции с Урала и из Средней Азии
31 марта в Ленинграде началось движение грузовых трамваев
15 апреля в Ленинграде началось движение пассажирских трамваев
30 апреля на Волховской ГЭС пущен в эксплуатацию первый гидроагрегат.
На заводе «Севкабель» женщины и дети начали изготовление кабеля, названного «кабелем жизни».
23 сентября . В обход линии фронта по воздушным линиям 60 кВ и кабелю 10 кВ, проложенному по дну Ладожского озера, энергия частично восстановленной Волховской ГЭС стала поступать в блокадный Ленинград.
6 ноября . В жилых домах Ленинграда дали свет.
Лица героев
Помимо инженеров Сергея Усова , Никодима Туманова и Ивана Ежова нельзя забыть о сотнях женщин и детей, которые работали на производстве кабеля и прокладке линии. Для запуска производства с разных заводов набрали 130 женщин: мужчин в Ленинграде практически не осталось, все ушли на фронт.
Работа была крайне тяжёлой: при укладке каждые полтора метра кабеля (а это примерно 75 кг!) держала одна женщина, каждая муфта весила 230 кг, и их было на всём пути 243 штуки. Работать приходилось в любые морозы и штормы. Однако недостатка в желающих не было: на Ладоге продовольственное обеспечение было намного лучше, чем в самом Ленинграде. Кормили три раза в день, и даже полагался нормальный ржаной хлеб. Иначе люди просто физически не справились бы с такой работой.
Именно женщины обеспечивали все работы на берегу и на барже. Они вручную протянули 500 тонн кабеля на баржи, они подавали кабель с баржи при укладке в воду.
«Нити жизни» в наши дни
После прокладки новой постоянной высоковольтной линии в конце войны, потребность в подводной линии отпала. Со дна подняли более 100 км кабеля. Грамотная укладка позволила сохранить его в целостности и использовать повторно. Знаменитый «кабель с денежкой» был использован при прокладке линий в коллекторах под Невским проспектом. Там он находится и по сей день.
Найти остатки кабеля на дне Ладожского озера уже практически невозможно. Однако несколько лет назад волонтёры смогли поднять несколько метров кабеля, которые сегодня представляют большую историческую ценность. Увидеть образец кабеля, сохранившего память о подвиге людей, спасших город, можно в музее «Ленэнерго».