Posted 31 октября 2022, 08:18
Published 31 октября 2022, 08:18
Modified 7 марта 2024, 11:59
Updated 7 марта 2024, 11:59
Иван Зубов
В сети развернулась оживленная дискуссия о способности российской экономики к технологическому развитию. Ее спровоцировал публикация журналиста Павла Пряникова о профессоре Дмитрии Сорокине (доктор экономических наук, член-корреспондент РАН РФ, проректор по научной работе Финансового университета, умер в марте 2021 года), который выдвинул в свое время категоричный тезис о невозможности технологического лидерства России и в доработанном виде изложил на VI Международном конгрессе «Производство, наука и образование» в 2019 году. Некоторые экономисты уже прозвали этот тезис «дилеммой Сорокина». Выглядит эта дилемма так:
«Хронические неудачи России в деле технологической модернизации государства имеют свою политэкономическую логику. Обширная территория страны и её тяжёлый климат требуют сильной центральной власти для сохранения её внутреннего единства и обеспечения внешней безопасности; в противном случае страна либо сама распадётся, либо подвергнется военному вторжению извне.
В свою очередь, сильная власть приводит к деспотии чиновников, которые создают бесконечные помехи предпринимателям и инноваторам; подобный институциональный климат приводит к тому, что отечественный рынок технологических инноваций является небольшим и крайне вялым.
Инновации же не просто возникают, но развиваются и доводятся до серийного производства только в либерально-демократических обществах.
При этом отказ от авторитарной власти в пользу развития либерально–демократических основ в российском обществе способствует возрастанию «объёма хаоса» с самыми негативными последствиями…»
В связи с этим, по мнению Сорокина, альтернативы авторитарной центральной власти для России нет, следовательно, она никогда не станет мировым технологическим лидером».
Кроме того, опубликована ещё одна, поясняющая эту тему, статья Дмитрия Сорокина, в которой говорится, в частности, вот что:
«Причина заключалась не только в том, что централизованно-директивная система управления, в принципе, неспособна обеспечить технологические сдвиги в масштабах всего хозяйства. Необходимо иметь в виду, что власть государства всегда персонифицирована в конкретных госслужащих (как в центре, так и на местах). Избыточная власть государства выражается в избыточных (по отношению к объективным закономерностям функционирования рыночных отношений) полномочиях конкретных государственных служащих. Именно они, а не хозяйствующие субъекты на каждом уровне власти решают, что, как и когда производить.
Такая безусловная власть неминуемо приводит к тому, что главной задачей субъектов хозяйства становится стремление не к развитию, а к «налаживанию отношений» с теми, от кого они зависят. «Издержки для бизнеса могут колебаться – ты можешь заплатить больше или меньше в зависимости от степени «расположения» к тебе определённых людей внутри государственного механизма. Рациональное поведение для предпринимателя в этом случае – не соблюдать закон, а найти покровителей, договориться. Но такой «договорившийся» бизнес в свою очередь будет пытаться подавлять конкурентов, расчищать себе место на рынке, используя возможности аффилированных чиновников - вместо того, чтобы повышать экономическую эффективность своих предприятий. В этой ситуации у госслужащих возникает возможность конвертировать свою власть, стремление предпринимателей «договориться», в личные доходы. Технологическое развитие не рассматривается предпринимателем в качестве инструмента конкуренции.
В России механизмы ограничения власти государства не получили развития. В результате государство присутствовало в экономике не только в силу экономической целесообразности, но и сверх того – избыточно. Предприниматели пользовались этой ситуацией как главным инструментом конкуренции вместо того, чтобы применять организационно-технологические новшества.
Представляется, что данная ситуация в России является следствием объективных обстоятельств. Размеры территории российского государства, её географические и природные характеристики, демографические и цивилизационные параметры населения, геополитическое положение, сохранение целостности (политической и экономической) государства требуют активного использования мобилизационных механизмов. Последние могут быть реализованы лишь через развитие вертикальных систем управления политической и экономической жизнью общества, что неминуемо тормозит развитие политических и экономических свобод. Такая ситуация вызывала устойчивые тенденции к сдерживанию социально-экономического развития. В этом смысле «избыточность» присутствия государства в российской экономике с точки зрения как теории «чистой» рыночной экономики, так и государств, чья экономика успешно развивается на базе этой теории, должна рассматриваться не как нечто негативное, а как объективно необходимое условие выполнения российской экономикой главной функции – быть материальным фундаментом сохранения целостности государства».
По мнению самого Пряникова, из этой теории вытекает закономерность – почему российские «экономические школы» в качестве образца и выбирали преимущественно авторитарные варианты модернизации. «Красно-коричневые» - реформы Сталина или даже Гитлера, «либералы» - Пиночета, «технократы» - реформы в Китае).
Экономист Дмитрий Прокофьев остроумнно прокомментировал эти тезисы:
«Напомню главную русскую историю о невозможности долгосрочного успеха «российской авторитарной модернизации» - это сказ «Левша», великого Николая Лескова, конечно же.
Про что «Левша»?
На первый взгляд – про то, как русские мастера умыли англичан, подковав стальную блоху. Обычно эту историю так и рассказывают.
На самом деле с «подкованной блохи» она только начинается.
А история это про то, почему никакие «внешние усилия» (разведка, заимствование технологий, деньги, личный государев указ), не компенсируют внутренних проблем Системы)
«Левша» - это ведь и про работу военно-технической разведки, кстати.
Откуда взялась у государя идея что-то сделать со стальной блохой, купленной у англичан?
«…надо бы подвергнуть её русским пересмотрам в Туле или в Сестрорецке, — не могут ли наши мастера сего превзойти»
Зачем механическую игрушку отдавать на оружейный! завод!? Не ювелиру, не часовщику?
Потому, что императору нужно найти именно специалиста-оружейника.
Почему блоху повезли в Тулу, а не Сестрорецк?
А потому, что именно на тульском заводе было английское оборудование, поставленное туда во время войны с Наполеоном.
Нашелся в Туле и мастер, «подковавший блоху на подковы».
Совершенный фрик – рыжий, косой, левша... (без семьи, неустроенный, социальный отщепенец– говорил с императором, как привык у себя на заводе)
Но – императору был нужен компетентный специалист, чтобы послать его в Англию с разведывательным заданием. Под легендой «демонстрации блохи»
Почему с разведывательным? А с каким же еще?
В Англии Левша «смотрел всё производство и металлические фабрики, … не столь его занимало, как новые ружья делают, сколь то, как старые в каком виде состоят.»
Левша быстро выведал важный военный секрет (мобилизационную готовность английских арсеналов). «…как до старого ружья дойдет, — засунет палец в дуло, поводит по стенкам и вздохнёт… Англичане никак не могли отгадать, что такое левша замечает». И отправили Левшу обратно.
В Петербурге же разведчик императора сразу же оказался в полицейском участке
«…Левшу свалили в квартале на пол, и спрашивают: Кто такой и откудова, и есть ли паспорт?... обыскали, пёстрое платье с него сняли и часы, и деньги отобрали, а самого пристав велел на встречном извозчике бесплатно в больницу отправить»
В больнице оказалось, что у левши «затылок раскололся», и умер он со словами
«Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».
Дальше заработала «вертикаль власти»
Доктор сейчас же доложил, чтобы до государя довести, а граф Чернышёв закричал:
«— Знай, — своё рвотное да слабительное, а не в своё дело не мешайся — в России на это генералы есть!»
«Государю так и не сказали, и чистка всё продолжалась до самой кампании. В тогдашнее время, как стали ружья заряжать, а пули в них и болтаются, потому что стволы кирпичом расчищены»
Доктор о Левше напомнил, а граф Чернышёв говорит: «Пошёл к чёрту, а не то я отопрусь, что никогда от тебя об этом не слыхал, — тебе же и достанется.
Доктор подумал: и вправду отопрётся, так и молчал.
«А доведи они Левшины слова в своё время до государя —на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был»
Да вот не довели до государя никаких слов! И не могли довести. И даже не граф Чернышев лично в том виноват. Та же Система, которая гарантировала «стабильность власти» - не допускала никаких «инноваций снизу» (Как, собственно, писал Дмитрий Сорокин: «Избыточная власть государства выражается в избыточных (по отношению к объективным закономерностям функционирования рыночных отношений) полномочиях конкретных государственных служащих («в России на это генералы есть»)
Так что, выбирайте. Или «развитие», или «власть»…
Впрочем, другие комментаторы не вполне согласились с этой теорией. Так публицист Дмитрий Петров (признан иноагентом в РФ) пишет:
«Очень сомнительно звучит следующее суждение Сорокина: "обширная территория страны и её тяжёлый климат требуют сильной центральной власти для сохранения её внутреннего единства и обеспечения внешней безопасности; в противном случае страна либо сама распадётся, либо подвергнется военному вторжению извне". С таким же успехом можно предположить, что "несмотря на обширную территорию и тяжёлый климат, сильная центральная власть не нужна России. Её внутреннее единство и внешнюю безопасность можно обеспечить и без неё. Напротив, т.н. "сильная центральная власть" грозит стране распадом, либо военным вторжением извне"…»
Аналитик Ильяс Салихов тоже считает тезисы Сорокина избыточными, на самом деле все проще:
«Автор тезиса путает причины и следствия. Централизованная система власти в России была целиком скопирована с Золотой орды, в которой она использовалась лишь для централизованного сбора дани с покоренных территорий. Однако в самой Орде при этом была родоплеменная демократия. С распадом Орды Россия лишь унаследовала территории Орды, но централизованная система власти уже была до их присоединения…»
Публицист Александр Лычагин считает, что все дело силовиках:
«Если власть не будет шизофреничной, как сейчас, то все может быть не так уж и плохо. Обеспечение внешней безопасности можно было бы гарантировать вступлением в НАТО, внутреннюю безопасность - независимыми судами, реальной многопартийностью, а не нынешней клоунадой, свободной прессой, контрольными органами, борющимися с коррупцией. Все, что стране нужно - это покой и свобода от помешавшихся на идее своей безграничной власти силовиков. В лидеры, может, и не вышли бы, но в каких-то сферах были бы на уровне…»
Экономист Станислав Аристов же уверен, что эпоха технологического прогресса заканчивается:
«Технологическое лидерство - это феномен Модерна, когда значительная часть инвестиций идёт в разработку и производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Но Модерн в эти годы заканчивается, и доля этих инвестиций резко упадёт. Сколково - это просто карго-результат высоких цен на углеводороды. Во всем мире будет снижение расходов на исследования, как это было в 90-х в постсовке. В посткризисном мире технологическое лидерство как явление довольно скоро исчезнет, и появится снова очень нескоро.
А "вертикаль власти" в Северной Евразии станет неактуальной по причине того, что в посткризисном мире будут больше цениться пригодные для освоения на достигнутом в мире технологическом уровне территории, чем месторождения…»
А вот еще несколько любопытных откликов:
- Большие территории и большое разнообразие как раз требуют децентрализации, чтобы сохранить управляемость.
- - К "возрастанию объёма хаоса" приводит авторитарная власть. Либеральная демократия приводит к стабильности, а не возрастанию объёма хаоса. В России никогда не было либеральной демократии.