Posted 31 октября 2019,, 16:47

Published 31 октября 2019,, 16:47

Modified 7 марта, 15:38

Updated 7 марта, 15:38

Аннета Орлова: «Дети дают взрослым ожидаемые ответы и возвращаются в айфоны»

Аннета Орлова: «Дети дают взрослым ожидаемые ответы и возвращаются в айфоны»

31 октября 2019, 16:47
Главной духовной скрепой российских школьников стал патриотизм. Таковы результаты опроса Общественной палаты, проведенного ко Дню народного единства 4 ноября.

Школьникам было предложено расставить приоритеты среди различных ценностей: человеколюбие и справедливость; чувство долга перед собой, семьей и Отечеством; уважение к чиновникам; важность личного достоинства; вера в добро. Выяснилось, что личное достоинство в детской картине мира почти полностью отсутствует.

Результаты опроса «Новым Известиям» прокомментировала Анетта Орлова, писатель, практикующий психолог:

«У меня складывается ощущение, что это – искажённая информация. Эти дети отвечали заведомо то, что от них ожидали. Это может быть очень плохим сигналом и говорить о том, что они дают социально ожидаемый ответ, то есть, им это прививают в школе. Мы вернулись в то время, когда индивидуальность вроде бы декларируется, люди становятся всё более замкнутыми, сконцентрированными на своих гаджетах и интернет-мире, с другой стороны получается так, что замкнутость не является тождественной уважению к собственной личности. Скорее, наоборот, отдаление от социума и шаблоны, которые они употребляют – главное Родина, главное – патриотизм, это позитивные ценности, но кроме этого респонденты мало что говорят. Мне кажется, что это связано с тем, что школьники погружены в себя, живут в своём мире, а выпадая вовне, быстро стараются отделаться от взрослых. Для этого они отвечают то, что слышат в школе. А в школе действительно не так много пространства для того, чтобы развивалась индивидуальность.

Кроме того, возможно результаты опросы связаны с тем, что вопрос о личном достоинстве – очень сложный вопрос. Этому нужно учить. Далеко не всем это удаётся. Такая сложная формулировка – личное достоинство – сложна для школьника. С патриотизмом и справедливостью всё понятно. А личное достоинство – что это? Чем отличается моё индивидуальное поведение от поведения, которое ожидается от меня окружающими?

Тенденции в целом очень противоречивые и для меня как для психолога – грустные. Сначала у нас всё было общее, мы семьдесят лет говорили о том, что коллективное – важнее индивидуального, потом мы обрушились в крайние формы эгоцентризма и декларации вседозволенности, мои интересы в тысячу раз важнее общественных, а сейчас получается, что внутри мои интересы важнее, а внешне приспосабливаются и дают те самые ожидаемые ответы, которые демонстрируют, что якобы всё так, как было когда-то в СССР. Не так точно.

В СССР люди верили в идею и этим жили. А сейчас больше живут своими айфонами и айпадами, и я не очень верю, что нынешние школьники действительно подобные ценности будут ставить очень высоко. Да, в этой иерархии они так расставили приоритеты. Но главная ценность сегодня – чтобы тебя оставили в покое и дали тебе айфон. Современные подростки научились профессионально избавляться от старших. Надеемся, что что-то будет меняться к лучшему».

"