Posted 31 августа 2022, 13:44
Published 31 августа 2022, 13:44
Modified 7 марта, 12:09
Updated 7 марта, 12:09
Российский бюджет (как и вся экономика) остаётся производной от нефтегазовых доходов – и с доходами бюджета не все так просто, особенно в регионах. Такой вывод следует из Оперативного доклада об исполнении федерального бюджета за 1 полугодие 2022г, подготовленного Счетной палатой РФ.
Экономист Дмитрий Прокофьев приводит в своем канале ключевые элементы доклада и комментирует их:
- Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета в 1 полугодии составила 45,5 % и по сравнению с январем – июнем 2021 года увеличилась на 12 процентных пунктов (в январе – июне 2021 года она составляла 33,5 %).
- Нефтегазовые доходы за первые полгода составили 6, 376 триллиона рублей. Это 66,8 % от объема доходов, запланированного ранее. Т.е за 6 месяцев российские экспортеры углеводородов заработали для бюджета две трети от ожидаемого – и это несмотря на укрепление рубля, которое, натурально, обернулось снижением доходов бюджета
- Все это стало возможным благодаря дорогой нефти - по итогам 1 полугодия 2022 года цена Urals составила $85,4 за баррель.
- В итоге, доля нефтегазовых доходов увеличилась до 4,8 % ВВП. При этом по сравнению с январем – июнем 2021 год рост доли нефтегазовых доходов в ВВП составил 1,9 процентного пункта.
- Впрочем, влияние нефтяных цен сказывается на всех доходах бюджета. Например, НДС, которого собрали на 4,73 триллиона рублей (60%) от прогнозного объема, относится к «ненефтегазовым доходам». Но «…основным фактором уровня исполнения прогноза является высокая динамика роста цен производителей в секторах добычи нефти и газа, а также ускорение инфляции», подсказывает Счетная палата.
Что касается регионов, пишут аудиторы СП, «…положительные результаты исполнения региональных бюджетов по итогам первой половины 2022 года не соответствуют реальной социально-экономической динамике и отражают номинальный конъюнктурный рост доходов на фоне роста мировых цен на уголь, газ и нефть. Другие социально-экономические показатели в регионах свидетельствуют о стагнации и (или) медленном спаде».
«Сложившаяся положительная динамика поступления налоговых доходов в основном достигнута в результате значительного роста поступлений налога на прибыль организаций от конъюнктурных отраслей, прежде всего, в сфере добычи газа, угля, нефти, который сконцентрирован в ограниченном числе регионов.
На итогах полугодия сказывается влияние платежей в марте - апреле текущего года, исчисленных по годовым декларациям за 2021 год, то есть за период, предшествовавший введению внешних санкций»
Т.е. статистика запаздывает – рост, который мы видим – инерция успешного прошлого года. А выросшие объемы региональных «налогов на прибыль» - это тоже производная от «нефтегаза».
Лучше всех показали себя т.н. «центры локализации налога на прибыль в газовом секторе». Так, прирост налога на прибыль в Санкт-Петербурге составил 22,5 % от общего прироста данного налога по стране. Вторым регионом по вкладу в динамику поступления налога на прибыль стала Москва - 9,4% совокупного прироста. Впрочем, столица - это особая история – доходы Москвы составили 19,1% от суммы доходов всех регионов.
Плюс, напоминают аудиторы, рост собственных доходов регионов по отдельным налогам, «был вызван ажиотажным спросом населения из-за опасений дефицита». Но больше на такую «удачу» рассчитывать не придется.
В целом же данные Оперативного доклада Счетной палаты показывают, как на территории России действует как бы несколько экономик – одни развиваются, а другие –тормозят.
Например, по сравнению с соответствующим периодом 2021 года, доходы регионов в первом полугодии выросли на 24,8 %, и составили 9, 373 трлн рублей, или 54,9 % прогнозируемых объемов.
Но позитивную динамику доходов региональных бюджетов определили налоговые поступления всего в 15 регионах, которые суммарно сформировали 72,3 % прироста налоговых доходов в целом по стране.
При этом на 6 регионов - Татарстан, Кемеровскую и Тюменскую области, Санкт-Петербург и Москву, Ямало-Ненецкий АО - приходится 52 % прироста. Т.е. рост налогов обеспечили центры добычи полезных ископаемых и крупнейшие агломерации.
И в то же время на 42 региона с самым низким или отрицательным вкладом в прирост приходится в сумме всего 5 % совокупного прироста налоговых доходов субъектов Российской Федерации.
С НДФЛ, хорошим индикатором доходов людей, похожая история. В отчетном периоде НДФЛ вырос на 12,8 % в целом по стране, но общую динамику определил рост поступлений НДФЛ в Москве (42,8 % от всего прироста по стране). Существенный вклад в рост поступлений НДФЛ внесли Московская область (7,3 %) и г. Санкт-Петербург (7,8 %). В большинстве других регионов прирост был незначительным, объясняет СП.
В целом ситуация с исполнением консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в первом полугодии 2022 года являлась достаточно стабильной. Но в июне 2022 года темпы роста доходов замедлились. Если в апреле 2022 года (к апрелю 2021 года) темп роста доходов составлял 119,5 %, в мае – 136,5 %, то в июне – 114,3 %. В наибольшей степени снижение затронуло промышленно развитые регионы со значительной долей обрабатывающего производства.
Темп роста расходов напротив ускорился. Так, если в марте 2022 года (к марту 2021 года) он составлял 115,5 %, то в июне – 130,9 %.
Ключевых выводов здесь можно сделать два.
Первый. Никакого «слезания с нефтяной иглы» и «разворота к высоким технологиям» не произошло – российская экономика и бюджеты всех уровней остаются производной от объема нефтегазовых доходов. А эти доходы уже в июле сократились на 22% против прошлого года.
Второй. Министерству финансов придется жить в условиях дефицита бюджета – ситуация, от которой наши власти давно отвыкли, и которой много лет старались всеми силами избегать. Сейчас дефицит бюджета предполагается финансировать за счет Фонда национального благосостояния, в котором, по официальным данным, находится 7 триллионов рублей ликвидных средств. В июле дефицит бюджета составил без малого 900 миллиардов – значит, средств ФНБ может хватить на полгода-год – в зависимости от того, как власти планируют тратить деньги.