Posted 31 марта 2020,, 12:47

Published 31 марта 2020,, 12:47

Modified 7 марта, 15:08

Updated 7 марта, 15:08

Василий Коновалов: «Есть вероятность, что банки ограничат выдачу долларов вкладчикам»

Василий Коновалов: «Есть вероятность, что банки ограничат выдачу долларов вкладчикам»

31 марта 2020, 12:47
В феврале текущего года объем средств на валютных банковских счетах россиян сократился: вкладчики сняли почти $2 млрд. На тему о том, что это означает в общепонятном финансовом смысле, «НИ» побеседовали с Василием Коноваловым, кандидатом экономических наук, генеральным директором Riga Finance Club.
Сюжет
Банки

— Постепенно банки будут отказываться от депозитов в валюте, потому что ставка ФРС близка к нулю. ЦБ и российские власти, проводя дедолларизацию, стараются уйти от валюты во внутренних расчётах и, прежде всего, от использования валюты населением. Поэтому банкам в прошлом году запретили открывать счета в евро. То есть, ввели отрицательную ставку, что означает более простое хранение европейской валюты под подушкой. Сейчас примерно то же самое происходит и с долларами.

— Почему банкам при нулевой ставке ФРС невыгодно держать у себя валютные счета?

— Банкам проще привлечь валюту на международном рынке за 0,5% годовых. Эта ставка вряд ли будет стимулировать вкладчиков-физических лиц держать деньги на депозитах. Кроме того, есть задача, поставленная свыше, уходить от иностранной валюты. Эта задача и выполняется. С физическими лицами вопрос открыт ещё с 2014 – 2015 года, когда руководство страны было крайне недовольно тем, что панику на валютном рынке подогревали спекулянты, к которым правительство относило не только профессиональных участников, но и частных лиц, которые бросились в обменные пункты покупать доллары и евро. Видимо сейчас, опасаясь подобной ситуации на валютном рынке, эта тенденция продолжает усиливаться. Люди боятся дополнительных ограничений, связанных с безналичными выплатами. Если сравнить на чаше весов возможность держать деньги в безналичном виде в банке под нулевой процент или забрать наличные и хранить их в стеклянной банке, очевидно, что «своя рубашка ближе к телу», дома – надёжнее, никто не заберёт, не ограничит выдачу наличных.

— В Казахстане запретили населению обменивать валюту. Возможно ли, что наши сограждане опасаются принятия подобных мер в России и поэтому закрывают валютные счета?

— Опасений и слухов очень много. К счастью, никаких жёстких ограничений пока не введено. Следуя логике российских властей, я думаю, что какие-то дополнительные ограничения последуют, но вряд ли они будут неожиданными и непоступательными. Скорее всего, в качестве очевидного шага я жду уменьшения суммы, разрешённой для банков выдачи наличных населению. Сейчас эта сумма ограничена 100 тысячами долларов. То есть, эти деньги можно снять со счёта без предоставления документов, подтверждающих их происхождение. Полагаю, что эта сумма будет существенно урезана. Возможно – до 10 000 долларов или до 5000 долларов, так же, как заказы импортных товаров через интернет-магазины. Всё, что превысит эту сумму, должно быть объяснено, указан источник происхождения. Если деньги были внесены без предоставления источника происхождения, тогда более значительную сумму можно снять только в рублях.

Если источник происхождения будет подтверждён, тогда возможно снять деньги в валюте. Но банки очень придирчиво относятся ко всем подтверждающим документам и доказательство может занять продолжительное время. Поэтому становится неудобно использовать доллары в расчётах.

— То есть, людям предусмотрительным разумнее сейчас закрыть свои валютные счета?

— Всё зависит от размера средств. Думаю, что в панике бежать и снимать доллары с расчётного счёта не нужно. Нужно посмотреть на цели, которые преследует человек, храня деньги в банке. Согласитесь, нет никакой разницы в том, где держать валюту – под подушкой или в банке, если рубль слабеет. Но, если нужна вся сумма наличными и человек понимает, что показать источник происхождения ему будет сложно, тогда имеет смысл снять деньги и хранить их наличными.

Ничего критического не происходит. Ситуация достаточно понятна и прогнозируема. Процесс, который прошёл в прошлом году с евро достаточно безболезненно, сейчас на фоне мировой пандемии, конечно же, привлекает гораздо большее внимание.

"