Posted 31 января 2019,, 06:04

Published 31 января 2019,, 06:04

Modified 7 марта, 16:22

Updated 7 марта, 16:22

Природа обмана: как шотландский политик стал в России «узником свободы»

Природа обмана: как шотландский политик стал в России «узником свободы»

31 января 2019, 06:04
Бывший шотландский политик, арестованный на родине за сексуальные преступления, работал ведущим на канале «Россия сегодня»

Интересный пост, посвященный технологии пропаганды в российских СМИ оставил в ФБ блогер Валерий Аджиев:

«Возможно, мои читатели помнят о моем недавнем столкновении (описанном в одном из предыдущих статусов) с прокремлевским политтехнологом Глебом Кузнецовым. Который утверждал, что «продолжение премьерства Мэй» (которая будто бы «позиционирует себя как военный лидер») «было бы невозможным без "российского вмешательства" и "российской повестки". Каковые выводы основывались на сфабрикованных им «цитатах» (в том числе из речей в британском парламенте) и чрезвычайно творческом пересказе того, что будто бы превалирует в британском инфопространстве.

И вот сегодня с громкими сентенциями того же пошиба выступила директриса телекомпании RT (более известной под первоначальным названием Russia Today) Маргарита Симоньян. Она драматически возвестила (обратите внимание на количество восклицательных знаков) в Телеграмме и в фейсбуке: «!!!!!!!!!!! Ведущий политического шоу на нашем канале, бывший глава Шотландии Алекс Салмонд только что АРЕСТОВАН !!!!!!!!!!!!». И добавила: «Опасно быть ведущим RT”. После чего вспомнила: «другому ведущему политического шоу на нашем канале - Джулиану Ассанжу - были, как мы помним, предъявлены 'сексуальные' преступления. Думаю, здесь будет то же самое.»

Новость об «аресте» бывшего «первого министра» Шотландии Салмонда – действительно одна из главных сегодняшних новостей (он сам явился сначала в полицию, где был формально «арестован» и ему были предъявлены обвинения, тут же отпущен, затем явился в суд, который обвинения принял к рассмотрению и постановил, что обвиняемый свободен on bail - до последующего разбирательства). Но ничего неожиданного здесь нет – предъявление Салмонду обвинений ожидалось. Обвинения, кстати, весьма серьезные (всего 14 эпизодов – nine counts of sexual assault, two counts of indecent assault, two counts of attempted rape and one count of breach of the peace). Сам Салмонд все их категорически отрицает. Он далеко не первый из влиятельных действующих и отставных политиков (и шотландских, и английских), против кого выдвигались такого рода обвинения. Некоторые закончились приговорами суда, другие – оправданием, а некоторые рассыпались до суда.

Но связывать это событие с работой Салмонда на RT никому здесь не приходит в голову. Просто никому. Этот фактор в данном случае абсолютно незначим, и те, кто знаком с ситуацией в Шотландии, это подтвердят. Не говоря о том, что полиция совершенно независима в своей оперативной деятельности от правительства и прочих политических структур. И порой действует им поперек.

Как и в случае с Г. Кузнецовым, здесь интересна технология производства новостей с фейковым содержанием. Ничего особенного: берется реальное событие, но искажается или ложно интерпретируется. Вот Симоньян пишет: «На прошлой неделе в суде развалилось первое, гражданское дело о домогательствах. Это, второе дело — уголовное».

И действительно: хотя и не «на прошлой неделе», а две недели назад (8 января) Салмонд выиграл суд у «шотландского правительства». Вот только Симоньян дезинформирует, что суд этот был о «домогательствах»; он как раз не рассматривал обвинения по существу, так что дело "развалиться" не могло. Салмонд жаловался на чисто процедурные вопросы внутреннего расследования, которое правительственные чиновники (civil servants – не политики и не полиция) предприняли после получения жалоб от двух женщин. Суть нарушения протокола в том, что расследователь-чиновник побеседовал с этими женщинами до того, как они подали формально оформленную жалобу. В любом случае, сути предъявленных обвинений решение суда в пользу Салмонда не касалось вообще, и расследование полиции шло независимо от «расследования» в правительстве (почему вообще правительство озаботилось – потому что Салмонд занимал официальный пост во время тех «неподобающих действий»).

Отсылка к Ассанжу как еще одной связанной с RT ложно (как без всяких сомнений утверждает Симоньян) обвиненной жертве политического произвола тоже очень лукавая: он был приглашен работать на RT через два года после предъявления ему в Швеции обвинения (уже находясь в укрытии в эквадорском посольстве). Так что Симоньян приняла на работу человека, уже находившегося под уголовным расследованием по обвинению в сексуальном преступлении и пустившегося в бега, чтобы не предстать перед шведским судом.

Симоньян пишет: «Алекс Салмонд давно злит весь британский и шотландский истеблишмент». Несомненно, этот политик самого первого ряда «злил» на своем долгом политическом веку многих. Вот только есть важный нюанс: он сам – такой «истеблишмент», что больше и не бывает. На протяжении четверти века он доминировал в шотландской политике, заслуженно приобрел репутацию самого харизматичного и изощренного политика не только в Шотландии, но и во всей Британии, привел свою партию SNP к власти в 2007 г., возглавил правительство Шотландии, был главной движущей силой Референдума о независимости и только после неудачи с ним ушел в отставку в 2014 г.

Что правда: его согласие вести программу на RT было трактовано очень многими как именно что манифестация печального и удивительно быстрого заката выдающегося политика (уж кто-кто, а он продолжал мелькать на телевидении вполне себе часто. И уж конечно, никто его не цензурировал). При том, что влияние его оставалось даже после обнародования обвинений в августе прошлого года очень значительным. Но для нынешних лидеров Шотландии, включая преемницу Салмонда Николу Старджен, такое развитие событий – это просто предвестие катастрофы. Такого рода паблисити, которое неизбежно обернется выставлением на всеобщее обозрение грязного белья лидеров-националистов вкупе с нравами (криминальными или нет) в структурах их партии и их правительства, им совершенно не нужно. Исход уголовного дела предсказать невозможно. Его политическое измерение (хотя оно само не политическое) очевидно.

Читатели Симоньян не сомневаются, что Салмонд страдает за российский аспект своей деятельности. Забавен, например, отклик такой популярной в тусовке деятельницы как Мария Баронова: «Какое-то нажористое адище тем временем происходит в Шотландии. Там реально арестовали бывшего первого министра, который оказался ведущим RT. Симоньян монстр кнчн» (как говорится, орфография и пунктуация - авторские). Еще Кашин, чего доброго, авторитетно выскажется.

Это в нынешней российской информационной атмосфере неизбежно. Ну а мне (у которого сейчас аврал на нескольких фронтах) стоит, видимо, подумать над специальным текстом с рефлексией об использовании российской внутренней пропагандой тем и событий, никакого отношения к России не имеющих...»

"