Posted 31 января 2019,, 06:05

Published 31 января 2019,, 06:05

Modified 7 марта, 16:22

Updated 7 марта, 16:22

Не убеждением, но страхом: Америка подчиняет непокорных

Не убеждением, но страхом: Америка подчиняет непокорных

31 января 2019, 06:05
Администрация Трампа намеренно создает рычаги давления с помощью санкций и изъятий из них и для соперников, и для союзников
Сюжет
Санкции

СМИ сообщили, что Вашингтон готов прекратить торговую войну с Китаем в том случае, если Пекин согласится создать особый механизм проверки хода реформ в КНР, - пишет на сайте Московского Центра Карнеги журналист Михаил Коростиков.

Если Китай либерализует свою торговую политику (снизит барьеры для иностранных компаний и отменит требования по локализации технологий), США, в свою очередь, готовы отменить пошлины, но при этом будут периодически проверять ход реформ. То есть по сути, появится механизм «циклической гильотины», которая лишит Пекин контроля над собственной торговой политикой, что, конечно, унизительно для китайцев.

Примерно то же самое происходило и прежде, к примеру, в случае санкционного давления на Иран в 2010-х годах: Вашингтон мог отложить на полгода введение санкций против стран, закупавших у Ирана нефть, если те пообещают «существенно снизить» свои закупки. И эти страны постепенно вынуждены были отказываться от иранской нефти.

В ноябре прошлого года таким образом из-под действия иранских санкций были выведены Китай, Индия, Южная Корея, Япония, Италия, Греция, Турция и Тайвань. Но теперь каждые полгода все они должны были или скорректировать свою политику на более соответствующую курсу США, или столкнуться с последствиями. Так правительство Индии уже приняло решение о закупке американских самолетов, чтобы добиться возобновления изъятия из санкций США.

Но если при Обаме от Ирана требовались ограниченные шаги, касающиеся отказа от военной ядерной программы и сотрудничества с МАГАТЭ, причем, при выполнении обещаний, срок действия санкций ограничивался 15 годами, после которых они просто снимались, то теперь США требуют от Ирана вообще остановить обогащение и навсегда отказаться от переработки плутония. То есть, по сути США получают рычаг влияния на внутреннюю политику страны.

Теперь и Иран, и Россия обязаны выполнять не только вполне конкретные действия, но и радикально изменить свой политический курс. Москва, например, должна «прекратить кибератаки», и «восстановить территориальную целостность Украины», а Иран прекратить поддержку проиранских сил на Ближнем Востоке.

Эти требования означают, что США не надеются на их выполнение, а стало быть, сохранят санкции, что создаст для этих стран ситуацию неопределенности, причем главным аргументом в пользу обвиняемого станет его соответствие американскому курсу. Тот же принцип будет применяться и в отношении Китая.

Так, уличив китайскую компанию ZTE в том, что она экспортировала товары с американскими комплектующими (25%) в Иран и Северную Корею, Вашингтон запретил сотрудничать с ней всем американским производителям, а условием урегулирования конфликта кроме штрафа $1,4 млрд, стало формирование в компании комплаенс-департамента из лиц, согласованных с Минфином США. И коль скоро главный китайский производитель электроники согласился на такие унизительные условия, то почему на них не может согласиться само китайское государство, ведь китайская экономика уже уплатила падением экспорта из-за американских пошлин...

Администрация Трампа пытается создать такие циклические гильотины для максимального числа стран, чтобы иметь возможность влиять на их внутреннюю и внешнюю политику. Вашингтон не особенно верит в возможность склонить другие государства на свою сторону убеждением или силой примера, а потому создает рычаги давления и устрашения и для противников, так и для строптивых союзников.

"