Рус
Eng
Электричка 21 века: «Россети» создают единую национальную сеть зарядных станций
Аналитика

Электричка 21 века: «Россети» создают единую национальную сеть зарядных станций

30 декабря 2020, 16:15
Электромобили – один из трендов XXI века, в котором вопросы экологии становятся одними из первостепенных. В России встретить электромобиль - все еще большая редкость. Однако в ближайшие годы нас ждут большие перемены.

Иван Петровский

Электрификация всей страны

В нашей стране, в частности, «Россети» занимаются вопросом строительства электрозаправок еще с 2013 года, когда текущая тенденция только-только намечалась. В компании работают над эффективностью использования сетевой инфраструктуры, увеличением нетарифной выручки и созданием условий для широкомасштабного внедрения электротранспорта в стране, что важно для экологической модернизации крупных городов. Кроме того, «Россети» планируют использовать электромобили в корпоративном парке.

Компания за минувшие годы уже создала сеть из 263 зарядных станций от Калининграда до Иркутска, в том числе 34 в Москве и 59 в Санкт-Петербурге. В дальнейшем «Россети» намерены решить амбициозную задачу и построить единую национальную сеть. На первом этапе она охватит города-миллионники и свяжет их транспортными коридорами, затем – города с населением от 500 тыс. человек. Всего до 2025 года планируется ввести в работу 1341 зарядную станцию в 30 крупных городах и на 30 ключевых автомагистралях.

Как это работает

«Россети» также планируют сформировать транспортные коридоры между городами, что даст возможность беспрепятственно путешествовать на электрокаре по всей стране. Учитывая типичные для России расстояния, сеть промежуточных зарядных станций будет востребована даже при пробеге на одной «заправке» 400-500 км. Это сравнимо с расстоянием, которое проезжает на одном баке и обычный автомобиль. Предполагается, что пользователь вне зависимости от региона пребывания будет получать доступ к услуге через единое мобильное приложение.

Кроме того, рассматривается возможность перевода части общественного транспорта на электробусы или такси на электромобили. Например, до конца 2020 года «Россети» установят 53 ультрабыстрые зарядные станции для столичных электробусов – они в 6 раз мощнее устройств для легковых машин.

Цена вопроса

Стоит отметить, что существенная статья затрат – это стоимость технологического присоединения, что в некоторых случаях может доходить до 10 млн рублей и более. Например, если речь идет о зарядной станции на скоростной магистрали в удалении от городов. Чтобы сократить издержки, электрозарядки строятся максимально близко к существующим сетям, либо планируются их размещение там, где уже запроектировано расширение сетей. Также прорабатывается использование аккумуляторов, где нет потенциала дальнейшего расширения сети или стоимость технологического присоединения сопоставима с со стоимостью «батареек» и их обслуживания.

А как у них?

Вместе с тем, подобная масштабная деятельность нуждается в четких правилах, установленных государством, и различных мерах господдержки.

Наиболее впечатляющий рост по внедрению электромобилей показывает Китай. Рост акций китайских производителей электромобилей уже опережает американских гигантов автопромышленности. Инвесторы охотно вкладываются в эту отрасль, ожидая роста продаж. Такая уверенность вероятно связана с тем, что китайское правительство провозгласило программу перевода транспорта на новые источники энергии. К 2025 году пятая часть продаваемых в стране машин должна использовать либо гибридные силовые установки, либо электродвигатели. К 2035 году их доля в структуре продаж новых транспортных средств должна увеличиться до 50 %.

В США тоже действует целый комплекс мер, направленный на поддержку производителей. Это позволило данным странам стать лидерами в сфере электротранспорта.

А как у нас?

В России такая система поддержки пока находится в зачаточном состоянии. Обсуждаются льготное кредитование, субсидирование лизинговой ставки, квоты по госзакупкам, то есть инструменты, которые уже применяются в отношении традиционного автопрома. Однако комплексная программа, в которой все аспекты были бы увязаны в целостную систему, пока не принята.

«Россети» – один из основных инициаторов изменений нормативной базы. Сегодня на пути массового внедрения электротранспорта есть много бюрократических барьеров – норм и правил, которые уже неактуальны или просто противоречат друг другу. Требуются изменения в десятки нормативных документов – от федеральных законов (положений Гражданского и Налогового кодексов, Правил дорожного движения) до региональных и муниципальных актов.

Именно поэтому компания ведет системный диалог с профильными комитетами Госдумы РФ, министерствами и ведомствами об инициативах по развитию экологически чистого транспорта и зарядной инфраструктуры, поддержке разработчиков электромобилей и оборудования. А такие меры быть самые разные: от субсидий субъектам РФ, использующим «зеленый» транспорт в общественных перевозках, до свободного проезда электромобилей по платным автотрассам. «Россетями» во многих регионах инициированы предложения по отмене транспортного налога на электромобили, введению для них бесплатной парковки.

Российское законодательство уже сделало шаг в нужном направлении, так, в нем прописана возможность строительства электрических зарядных станций силами АЗС и электросетевых компаний. Тем не менее, очевидно, что необходимы дополнительные меры поддержки, способствующие более плотной координации усилий государства и бизнеса. Сеть электрозаправок будет расти быстрее, если этот процесс станет более выгодным для всех участников рынка, а власти помогут преодолеть трудности, с которыми сталкиваются инвесторы.

Что говорят эксперты авторынка

Илья Никоноров, директор по маркетингу и связям с общественностью, «ММС Рус»:

- На сегодняшний день объемы продаж электромобилей в России измеряются сотнями единиц в год, тогда как на многих развитых рынках счет идет на десятки и сотни тысяч. Причины все те же, что и 5, и 10 лет назад: стоимость электромобиля, отсутствие инфраструктуры – это две главные проблемы. Страна у нас большая, и даже самые продвинутые батареи пока не способны обеспечивать поездку без остановок от Москвы до Питера на одном заряде. Но если в случае с традиционными видами топлива пополнить бак не проблема, то про подзарядку уже такого не скажешь.

И в итоге получается проблема из серии «курица-яйцо». Не покупаем электромобили, так как нет инфраструктуры; зачем строить инфраструктуру, если нет спроса на электромобили. Именно по этой причине это должна быть комплексная программа по развитию на государственном уровне, которая бы затрагивала вопросы развития инфраструктуры, стимулирования граждан на покупку (как во многих европейских странах, где такие автомобили пользуются спросом), обеспечения дополнительных преференций для водителей электромобилей (бесплатная парковка, езда по выделенным полосам, отмена транспортного налога и т.д.). Гражданин должен почувствовать реальную выгоду от покупки такого автомобиля (не только на уровне продукта, а на экономическом уровне), и чтобы такой автомобиль было комфортно эксплуатировать. и в этом смысле программа "Россетей" по строительству электрозаправок будт весьма кстати.

Вячеслав Кузяков, генеральный директор, Jaguar Land Rover Россия, Армения, Беларусь, Казахстан:

- Несмотря на сложности, связанные с развитием рынка электрокаров в России, и отсутствие развитой инфраструктуры, Jaguar сделал смелый шаг и выпустил серийный электрический автомобиль. Мы, безусловно, гордимся успехом нашего первого электрического автомобиля Jaguar I-PACE, причем не только как автопроизводитель, но и как социально ответственная компания.

Конечно, потенциальных владельцев пугает вероятность не найти зарядную станцию вблизи своего дома или в ходе длительной поездки. Тем не менее, мы видим, что сеть зарядных станций развивается: ими уже оборудованы некоторые АЗС, торговые комплексы, бизнес-центры. Зарядки появляются и на улицах городов.

Сегодня ряд автопроизводителей все больше нацелены на развитие электрических технологий, что так или иначе повлечет за собой развитие соответствующей инфраструктуры и рынка. Однако ключевым фактором развития рынка электромобилей остается государственная поддержка: отмена ввозных пошлин для электромобилей, предоставление субсидий для частных лиц и возможность возврата подоходного налога при приобретении электрического автомобиля. Вместе с тем, безусловно, необходима поддержка в развитии инфраструктуры: установка зарядных станций и упрощение процедуры установки зарядных станций частными лицами.

Если обратиться к мировому опыту, то сейчас во многих странах уже приняты такие меры, как полностью бесплатная парковка и выделенные полосы для электромобилей. Государство предоставляет субсидии на покупку экологически чистого транспорта. В Китае даже действует ограничение на продажу новых номерных знаков для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания – они реализуются властями КНР посредством лотереи. При этом на электрокары данное ограничение не распространяется. Также электромобилям предоставлен свободный въезд в центр Пекина, в то время как автомобили с ДВС лишены такой возможности один раз в неделю. Добавьте сюда льготные тарифы на электроэнергию для зарядки электрокаров, и вы увидите, что в целом рынок предлагает все условия для перспективного развития рынка электрического транспорта.

Роман Скольский, директор по связям с общественностью, Nissan в России:

- Россия – очень интересный и перспективный рынок для развития любых направлений автомобильного бизнеса. Мы рассматриваем возможность вывести на российский рынок электромобили Nissan, проект находится в стадии проработки и конкретные сроки не определены.

Мы, как одни из лидеров в данном направлении, заинтересованы в развитии электротранспорта в России, однако роль государства в развитии данного направления является ключевой. Исходя из мирового опыта, только комплексный подход в развитии новейших технологий будет иметь существенное значение при внедрении этих технологий в жизнь.

Мы внимательно следим за ситуацией с развитием инфраструктуры в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах в России и прекрасно понимаем, что российский рынок электромобилей требует дополнительных мер законодательного и нормативного стимулирования. Неразвитая инфраструктура является большой проблемой – по информации с сайта Московского транспорта сегодня на парковочном пространстве столицы функционирует всего 40 заправочных станций, до конца 2019 года их количество планируется довести до 150-ти, еще какое-то количество электрозаправок существует в торговых и бизнес-центрах, но их функционал тяжело прогнозировать (места могут быть просто заняты машинами с ДВС) и не использоваться по прямому назначению. В других городах ситуация еще хуже.

Тем не менее, мы отчетливо видим, что интерес к теме электромобилей в России растет с каждым годом, просто не столь быстрыми темпами, как хотелось бы. Для развития «зеленого транспорта» требуется в первую очередь активное вовлечение властей, а также субсидирование этого направления, создание спроса на рынке, развитие инфраструктуры, изменение законодательства, создание преференциальных условий для владельцев электромобилей (сейчас единственной льготой остается бесплатная парковка для электромобилей). Развитие ситуации предполагает проработки со стороны государства, а также больших ресурсных и финансовых затрат.

В обозримом будущем Европа готовится отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Европейцы активно развивают зарядную инфраструктуру и подготавливают законодательную базу, поэтому многие автопроизводители сейчас занимаются разработкой более экологичных вариантов двигателей – водородных, гибридных и полностью электрических.

Может ли Россия выпускать собственные электромобили?

На сегодняшний день нет ни одного электрокара отечественного производства. Зато на 2021 год планов в этой области очень много. Давайте посмотрим, что же год грядущий нам готовит.

Владимир Щербаков, основатель автопредприятия «Автотор» заявил, что в 2021 году компания выпустит электромобиль. И уже сейчас ведется подготовка. Подробности пока не раскрываются. Известно лишь, что уже сейчас создан инженерно-технический центр, где над проектом работает около 100 человек. А уже в следующем году будет создан конструкторско-технологический центр, чтобы поставить электрокар на производство.

Автомобильные эксперты уверены, что этот электрокар не полностью собственная разработка «Автотора», а на основе одного из концернов — партнеров. Что в итоге получится у компании — покажет время.

Напомним, что «Автотор» - это автосборочное предприятие, которое расположено в Калининграде. С конвейера завода сходят автомобили марок BMW, KIA, Hyundai, Genesis и ряд коммерческого транспорта.

КАМА-1- совместная разработка КАМАЗа с Центром компетенцией НТИ «Новые производственные технологии».

Более реальный вариант сугубо отечественной "электрички" - это КАМА-1- совместная разработка КАМАЗа с Центром компетенцией НТИ «Новые производственные технологии». Компактный кроссовер будет трехдверным. В базовой комплектации батарея рассчитана на 33 кВт/ч. Электромобиль сможет проехать на одном заряде до 300 км. А максимальная скорость составит 150 км/ч. Производители говорят, что электрический кроссовер будет доступен для потребителя уже в 2021 году. Стоимость — в пределах 1 миллиона рублей.

Если КАМА-1 позиционирует себя как бюджетный электрокар, то Monarch напротив — премиум-сегмент. Кстати, он уже сейчас доступен к предзаказу. На первые 10 моделей S200 установлен ценник в 11,5 миллионов рублей. После того, как он выйдет в массовое производство в 2023 году, стоимость составит от 4,5 до 66 миллионов рублей.

Батарея у модели S200 рассчитана на 60кВт. Без подзарядки сможет проехать 382 км. Электродвигатель синхронный мощностью 267 л/с.

"Монарх" позиционируется как люксовый российский электромобиль

Серийный выпуск Zetta должен был начаться еще в этом году. Но отсутствие финансов, кризис и пандемия не позволили случиться этому событию. Поэтому запланированный старт производства перенесли на 2021 год. Предусмотрено сразу несколько комплектацией моделей:

Серийный выпуск Zetta должен был начаться еще в этом году.
  • переднеприводный электромобиль с запасом хода в 180 км. Стоимость от 550 тысяч рублей
  • переднеприводный электромобиль с увеличенной емкостью батареи с запасом хода в 500 км. Стоимость от 750 тысяч рублей
  • полноприводный электромобиль с запасом хода в 500 км. Стоимостью от 950 тысяч рублей

Напомним, что разработка этого трехдверного электромобиля проходила при поддержке Минпромторга. В 2017-2018 году на научные исследования было выделено 285 миллионов рублей. Кроме того, проект получил 49,5 миллионов рублей льготного кредита от Фонда развития моногородов.

На 2021 год запланировано серийное производство легкого коммерческого электромобиля GAZelle e-NN, который будет доступен сразу в трех версиях:

GAZelle e-NN на первый взгляд не отличима от своих собратьев с ДВС
  • представительский микроавтобус
  • маршрутный микроавтобус
  • грузопассажирский фургон-комби.

Электродвигатель ожидается синхронный на постоянных магнитах Максимальная скорость — небольшая — 100 км/ч.

Мощность батареи — 48 кВт/ч. На одном заряде электромобиль может проехать всего 120 км. Но по желанию заказчика можно установить дополнительные батареи, увеличив запас хода до 200 км.

Таким образом, программа "Россетей" по поддержке электромобилей станет мощным импульсом для всей отрасли.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter