Рус
Eng

Электричка 21 века: единая сеть зарядных станций во благо всей отрасли

Аналитика
Электричка 21 века: единая сеть зарядных станций во благо всей отрасли
Электричка 21 века: единая сеть зарядных станций во благо всей отрасли
30 декабря 2020, 16:15
Мировой автопром давно и всерьез сделал ставку на электротранспорт. Россия же идет семимильными шагами. Развитие зарядной инфраструктуры и создание новых производств не заставило себя ожидать.

Иван Петровский

Общий тренд 21 века на повышение мобильности помноженный на эко-повестку логичным образом финализировался в виде идеи создания такого вида транспорта, который не наносил бы вреда окружающей среде. По сути электротранспорт – это экологичный ответ на современность с ее бесконечным числом выбросов СО2 в воздух.

Тренд не нов для международной практики, Россия же только приступила к системной реализации программ поддержки развития электротранспорта. В числе возможных мер поддержки – отмена транспортного налога, обнуление таможенной пошлины на электромобили при ввозе физическими лицами, предоставление преференций при локализации и поддержка отечественным производителям. Обсуждаются льготное кредитование, субсидирование лизинговой ставки, квоты по госзакупкам, то есть инструменты, которые уже применяются в отношении традиционного автопрома.

Сегодня на пути массового внедрения электротранспорта есть много бюрократических барьеров – норм и правил, которые уже неактуальны или просто противоречат друг другу. Требуются изменения в десятки нормативных документов.

В числе компаний, готовых к диалогу с профильными ведомствами об инициативах по развитию экологически чистого транспорта и зарядной инфраструктуры – Группа «Россети».

До недавнего времени одним существенных стоп-факторов развития рынка электромобилей в России является отсутствие общедоступной зарядной инфраструктуры. По крайней мере, так было до недавнего времени. Сейчас же есть уверенность в перспективе – «Россети» начали реализацию «Программы 30/30». Кроме того, «Россети» содействуют к переводу общественного транспорта на экологичные рельсы. Например, в 2020 году «Россети» началу работу по установке партии из 53 зарядных станций для московских электробусов. Эти станции в 6 раз мощнее устройств для легковых машин.

Как это работает

За минувшие годы энергетики» уже создала сеть из 263 зарядных станций от Калининграда до Иркутска. Сейчас же «Россети» решают амбициозную задачу и делают первые шаги к созданию единой национальной сети. Группа компаний увеличит свою сеть зарядных станций до 1 000 станций, что приведет к двукратному росту доступной инфраструктуры по Российской Федерации. Программа охватит более 30 городов с населением более 500 тыс. человек, где в первую очередь будут устанавливаться «медленные» электрозарядные станции. Подобные «зарядки» будут установлены в центре города, у офисных зданий или торговых центров – там, где потребитель проводит минимум 3-4 часа своего времени. Второй тип зарядных станций устанавливается на АЗС и будет рассчитан на 20-30 минутную «дозаправку».

Вторая часть программы посвящена обустройству транспортных коридоров между городами, что даст возможность беспрепятственно путешествовать на электрокаре. В планах – 30 основных автомагистралей. Стоит отметить, что существенная статья затрат – это стоимость технологического присоединения. Проблема актуальна как раз в тех случаях, когда речь идет размещении инфраструктуры в удалении от городов. Чтобы сократить издержки, электрозарядки строятся максимально близко к существующим сетям, либо планируется размещение там, где уже запроектировано создание «перевалочных пунктов» – отелей, кафе и АЗС. В некоторых же случаях экономически целесообразно использование аккумуляторов.

Максимальная простота и доступность – основные критерии в работе «Россетей» по данному направлению. Для пользователей вне зависимости от региона пребывания доступ к услуге будет осуществляться с единого мобильного приложения. По сути, приложение будет единой точкой входа во всех ситуациях, связанных с зарядкой автомобиля.

Любое производство электрокаров заточено на покупателя и сценарии его поведения, программа "Россетей" в свою очередь ориентирована на создание инфраструктуры, сервиса, нацеленного на потребителей по всей стране – и потому может стать столь необходимым импульсом для всей отрасли.

Что говорят эксперты авторынка

Илья Никоноров, директор по маркетингу и связям с общественностью, «ММС Рус»:

- Страна у нас большая, и даже самые продвинутые батареи пока не способны обеспечивать поездку без остановок от Москвы до Питера на одном заряде. Но если в случае с традиционными видами топлива пополнить бак не проблема, то про подзарядку уже такого не скажешь. В итоге получается проблема из серии «курица-яйцо». Не покупаем электромобили, так как нет инфраструктуры; зачем строить инфраструктуру, если нет спроса на электромобили. В этом смысле программа "Россетей" по строительству электрозаправок весьма кстати.

Вместе с этим должна быть комплексная программа по развитию на государственном уровне, которая бы затрагивала вопросы развития инфраструктуры, стимулирования граждан на покупку, обеспечения дополнительных преференций для водителей электромобилей . Гражданин должен почувствовать реальную выгоду от покупки такого автомобиля не только на уровне пользы для окружающей среды, а на экономическом уровне.

Вячеслав Кузяков, генеральный директор, Jaguar Land Rover Россия, Армения, Беларусь, Казахстан:

- Несмотря на сложности, связанные с развитием рынка электрокаров в России, и отсутствие развитой инфраструктуры, Jaguar сделал смелый шаг и выпустил серийный электрический автомобиль. Мы, безусловно, гордимся успехом нашего первого электрического автомобиля Jaguar I-PACE, причем не только как автопроизводитель, но и как социально ответственная компания.

Конечно, потенциальных владельцев пугает вероятность не найти зарядную станцию вблизи своего дома или в ходе длительной поездки. Тем не менее, мы видим, что сеть зарядных станций развивается: ими уже оборудованы некоторые АЗС, торговые комплексы, бизнес-центры. Зарядки появляются и на улицах городов.

Сегодня ряд автопроизводителей все больше нацелены на развитие электрических технологий, что так или иначе повлечет за собой развитие соответствующей инфраструктуры и рынка.

Роман Скольский, директор по связям с общественностью, Nissan в России:

- Россия – очень интересный и перспективный рынок для развития любых направлений автомобильного бизнеса. Мы рассматриваем возможность вывести на российский рынок электромобили Nissan, проект находится в стадии проработки и конкретные сроки не определены.

Мы, как одни из лидеров в данном направлении, заинтересованы в развитии электротранспорта в России, однако роль государства в развитии данного направления является ключевой. Исходя из мирового опыта, только комплексный подход в развитии новейших технологий будет иметь существенное значение при внедрении этих технологий в жизнь.

Мы внимательно следим за ситуацией с развитием инфраструктуры в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах в России и прекрасно понимаем, что российский рынок электромобилей требует дополнительных мер законодательного и нормативного стимулирования. Неразвитая инфраструктура является большой проблемой.

Тем не менее, мы отчетливо видим, что интерес к теме электромобилей в России растет с каждым годом, просто не столь быстрыми темпами, как хотелось бы. Развитие ситуации предполагает проработки со стороны государства, а также больших ресурсных и финансовых затрат. В обозримом будущем Европа готовится отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Европейцы активно развивают зарядную инфраструктуру и подготавливают законодательную базу, поэтому многие автопроизводители сейчас занимаются разработкой более экологичных вариантов двигателей – водородных, гибридных и полностью электрических.

Может ли Россия выпускать собственные электромобили?

В 2020 году в России не было ни одного отечественного производства полного цикла. Но есть наработки и планы. Что же нам готовим 2021 год?

Владимир Щербаков, основатель автопредприятия «Автотор» заявил, что в 2021 году компания выпустит электромобиль. И уже сейчас ведется подготовка. Подробности пока не раскрываются. Известно лишь, что уже сейчас создан инженерно-технический центр, где над проектом работает около 100 человек. А уже в следующем году будет создан конструкторско-технологический центр, чтобы поставить электрокар на производство.

КАМА-1- совместная разработка КАМАЗа с Центром компетенцией НТИ «Новые производственные технологии».

Автомобильные эксперты уверены, что этот электрокар не полностью собственная разработка «Автотора», а на основе одного из концернов — партнеров. Что в итоге получится у компании — покажет время.

Напомним, что «Автотор» - это автосборочное предприятие, которое расположено в Калининграде. С конвейера завода сходят автомобили марок BMW, KIA, Hyundai, Genesis и ряд коммерческого транспорта.

"Монарх" позиционируется как люксовый российский электромобиль

Более реальный вариант сугубо отечественной "электрички" - это КАМА-1- совместная разработка КАМАЗа с Центром компетенцией НТИ «Новые производственные технологии». Компактный кроссовер будет трехдверным. В базовой комплектации батарея рассчитана на 33 кВт/ч. Электромобиль сможет проехать на одном заряде до 300 км. А максимальная скорость составит 150 км/ч. Производители говорят, что электрический кроссовер будет доступен для потребителя уже в 2021 году. Стоимость — в пределах 1 миллиона рублей.

Серийный выпуск Zetta должен был начаться еще в этом году.

Если КАМА-1 позиционирует себя как бюджетный электрокар, то Monarch напротив — премиум-сегмент. Кстати, он уже сейчас доступен к предзаказу. На первые 10 моделей S200 установлен ценник в 11,5 миллионов рублей. После того, как он выйдет в массовое производство в 2023 году, стоимость составит от 4,5 до 66 миллионов рублей.

Батарея у модели S200 рассчитана на 60кВт. Без подзарядки сможет проехать 382 км. Электродвигатель синхронный мощностью 267 л/с.

GAZelle e-NN на первый взгляд не отличима от своих собратьев с ДВС

"Монарх" позиционируется как люксовый российский электромобиль

Серийный выпуск Zetta должен был начаться еще в этом году. Но отсутствие финансов, кризис и пандемия не позволили случиться этому событию. Поэтому запланированный старт производства перенесли на 2021 год. Предусмотрено сразу несколько комплектацией моделей:

Серийный выпуск Zetta перенесли на 2021 год.

  • переднеприводный электромобиль с запасом хода в 180 км. Стоимость от 550 тысяч рублей
  • переднеприводный электромобиль с увеличенной емкостью батареи с запасом хода в 500 км. Стоимость от 750 тысяч рублей
  • полноприводный электромобиль с запасом хода в 500 км. Стоимостью от 950 тысяч рублей

Напомним, что разработка этого трехдверного электромобиля проходила при поддержке Минпромторга. В 2017-2018 году на научные исследования было выделено 285 миллионов рублей. Кроме того, проект получил 49,5 миллионов рублей льготного кредита от Фонда развития моногородов.

На 2021 год запланировано серийное производство легкого коммерческого электромобиля GAZelle e-NN, который будет доступен сразу в трех версиях:

GAZelle e-NN на первый взгляд не отличима от своих собратьев с ДВС

  • представительский микроавтобус
  • маршрутный микроавтобус
  • грузопассажирский фургон-комби.

Электродвигатель ожидается синхронный на постоянных магнитах Максимальная скорость — небольшая — 100 км/ч.

Мощность батареи — 48 кВт/ч. На одном заряде электромобиль может проехать всего 120 км. Но по желанию заказчика можно установить дополнительные батареи, увеличив запас хода до 200 км.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter