Posted 30 ноября 2022,, 14:05

Published 30 ноября 2022,, 14:05

Смертельно опасный симбиоз: как коронавирус перерождается в киборга

30 ноября 2022, 14:05
Развивая кибернетику и информационные технологии, человечество незаметно для себя обучает и «культивирует» самые страшные и коварные вирусы

Андрей Злобин, кандидат технических наук

В предыдущей статье в "Новых Известиях" я обратил внимание на подозрительное сходство ряда математических моделей COVID-19 с военными алгоритмами. Это можно рассматривать, как косвенный признак биологического нападения. Увы, это не самая плохая новость. Все гораздо хуже. Быстрая и гибкая эволюция коронавируса говорит о том, что его живучесть и коварство обусловлены неким новым фактором, с которым человечество ранее никогда не сталкивалось. И, судя по характерной симптоматике, этот фактор имеет кибернетическую природу. На наших глазах вирус перерождается в киборга. «Кибернетика или управление и связь в животном и машине» — так называлась книга математика Норберта Винера, опубликованная впервые в 1948 году. Кибернетическим организмом или киборгом сегодня часто именуют объект, сочетающий в себе одновременно биологическую составляющую и некоторое техногенное устройство. Попытаюсь подробнее разъяснить, что я имею в виду, когда говорю про качественно новое явление — симбиоз вирусов и искусственных кибернетических систем.

Мощь современных кибернетических, информационных технологий достигла небывалых высот. Это сотни высокопроизводительных суперкомпьютеров, это гигантские объемы получаемых и сохраняемых данных, это глобальная сеть Интернет, соединяющая всех и вся в режиме реального времени, включая беспроводные каналы связи, каналы массмедиа, это множество развитых систем искусственного интеллекта. Любая публикуемая в глобальной сети информация о коронавирусе немедленно становится доступной в биологических лабораториях по всему земному шару. Эта информация в той или иной мере сразу же находит отражение в лабораторных исследованиях. То есть вирус не только локально, но одновременно во всех точках планеты «узнает» все, что против него предпринимают ученые всего мира. Такая глобальная «информированность» вируса раньше была немыслима и стала возможной только в результате взрывного развития кибернетической техносферы. Понятно, что дальнейшие мутации патогена в различных регионах могут стать быстрым ответом на отличающиеся друг от друга лабораторные методики, конкретную географию, специфику народонаселения. Происходящая при этом эволюция вируса отличается многократными и разнообразными модификациями, уследить за которыми становится крайне трудно. Вирус как бы наделяется виртуальным искусственным интеллектом и начинает существовать в тесном взаимодействии с кибернетическим инструментарием человечества. Необычный эффект пожалуй можно сравнить с сюжетом кинофильма «Матрица».

Каждому специалисту в области кибернетики известно фундаментальное понятие «обратной связи». Когда я работал старшим научным сотрудником НИИ Физической культуры и спорта (ВНИИФК), мы опубликовали статью в журнале «Вестник спортивной науки» №3 за 2008 год, где специально предупредили о влиянии массмедиа на спортсмена в процессе ответственных соревнований благодаря формированию соответствующей обратной связи. Статья называлась «Маркетинг технологий мобильной связи применительно к задачам спортивной психологии». Управление поведением спортсмена благодаря приборам «срочной информации» в конце 60-х годов описал в книге «Кибернетика, математика, спорт» В.М.Зациорский — руководитель ВНИИФК. Вообще говоря, сам принцип управления биологическим объектом кибернетическими методами давно известен и применяется в точном соответствии с основополагающими работами Норберта Винера. Но, похоже, даже в страшном сне человечество не могло себе представить, что развивая кибернетику и информационные технологии, оно за счет той же обратной связи незаметно для себя обучает и «культивирует» самые страшные и коварные вирусы. Обратная связь, например, может проявляться в форме влияния ферментов и репрессоров на синтез белков. А ведь кое у кого мог появиться соблазн использовать такую взаимосвязь хайтека и патогенов для создания чудовищного биологического оружия, являющегося по своей сути киборгом планетарного масштаба. Например, недавно начальник войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных сил России Игорь Кириллов сообщил о некой системе ПАКС, позволяющей Пентагону контролировать в режиме реального времени местонахождение и использование особо опасных патогенов в лабораториях по всему миру. Прибавим сюда планы США по организации высокоскоростного широкополосного спутникового доступа в Интернет посредством многих тысяч спутников, и даже атомное оружие покажется детской шалостью, погремушкой по сравнению с глобальным вирусным киборгом.

В начале прошлого века академик В.И.Вернадский сформулировал важную мысль о том, что человечество стало геологической силой. Вероятно, сегодня настало время объявить человечество «биологической силой». То есть люди достигли такого интеллектуального могущества, при котором они могут менять не только геологию планеты, но и биосферу. Только нужно сознавать, что проникновение в тайны природы и технический прогресс дают не всегда предсказуемый результат. Киборг — порождение человеческого разума, а сон разума, как известно, рождает чудовищ. Увы, человечество перешло ту грань, за которой начинается бездна. «Если долго всматриваться в бездну, то бездна начнет всматриваться в тебя» — это самая точная формулировка того, что скрывается за трагедией пандемии COVID-19. Это первая ласточка, репетиция. И если людской род немедленно не одумается, он может вообще прекратить свое существование, включая так называемый «золотой миллиард».