Posted 30 ноября 2017, 20:39
Published 30 ноября 2017, 20:39
Modified 7 марта, 17:01
Updated 7 марта, 17:01
Северная Корея продолжает угрожать миру ядерным оружием, вынуждая тем самым США искать выход из непростой ситуации. О том, насколько это серьезно, - рассуждает на сайте Московского Центра Карнеги историк-кореевед Андрей Ланьков
Еще недавно казалось, что ядерная программа Пхеньяна продиктована исключительно заботой о безопасности северокорейского режима, чтобы избежать печальной судьбы режимов Саддама Хусейна и Муаммара Каддафи. Прямой же угрозы для США она не представляла. Хотя поводы для беспокойства все равно имелись, поскольку в отличие от Индии, Пакистана и Израиля КНДР в свое время подписала Договор о нераспространении ядерного оружия и использовала это обстоятельство, чтобы легально получить доступ к некоторым ядерным технологиям, а потом из Договора вышла.
Но в последние годы ситуация резко изменилась: Ким Чен Ын, решив, что уровень ракетно-ядерного потенциала недостаточен, начал вкладывать немалые средства в его ускоренное развитие и за пять лет правления добился куда больших успехов, чем ожидали зарубежные эксперты. Северная Корея уже провела четыре ядерных взрыва, а кроме того, разработала и испытала термоядерный заряд. И главное, Пхеньян сумел создать межконтинентальную баллистическую ракету «Хвасон-14», все четыре запуска которой оказались успешными. А она способна поразить и Сан-Франциско и, возможно, Нью-Йорк.
Более того, по данным разведки, в северокорейском подводном флоте скоро будет несколько подводных лодок, оборудованных для запуска баллистических ракет. То есть эта страна стала третьей после Китая и России в мире, способной нанести удар по континентальной части Соединенных Штатов, и это обстоятельство сильно меняет всю ситуацию. Под ударом оказываются сотни тысяч и миллионы жизней простых американских граждан.
В такой ситуации Южной Корее есть о чем задуматься. Смогут ли США, как обещают, защитить эту страну в случае агрессии соседа? Не выгоднее будет создать собственное, южнокорейское ядерное оружие? Ведь Ким Чен Ын вполне может попытаться объединить Корейский полуостров под властью семьи Ким.
Известно, что в 1948 году, сразу же после создания КНДР Ким Ир Сен пытался получить у Москвы и Пекина благословение на «операцию по освобождению Южной Кореи» и даже убедил Сталина, что это реально, поскольку США не захотят вмешаться в конфликт. Однако они ошиблись: США вмешались, и корейская война окончилась вничью.
Теперь же северокорейское руководство может решить, что Америка побоится ввязаться во «внутренние дела корейского народа» и в дело его «воссоединения». Эксперт не отрицает, что такой поворот событий теоретически возможен.
Однако при этом следует иметь в виду, что Южная Корея едва ли станет для Севера легкой добычей, поскольку превосходит своего соседа по объему ВВП в 30–60 раз, а по численности населения – в два раза. Да и нынешняя политика Ким Чен Ына не похожа на политику человека, готового начать поход на Сеул. Он по-прежнему активно тасует руководство вооруженных сил: за шесть лет его правления на посту начальника Генерального штаба побывали пять человек, а на посту министра обороны – шесть. Политика не слишком благоприятная для ведения активных боевых действий. «К тому же Ким Чен Ын активно занимается проблемой увеличения уровня жизни населения и вкладывает немалые средства в развитие гражданской экономики. Все это едва ли является индикатором близкого конфликта.»
Опасения же США, что КНДР готовится к внезапному удару, базируются в основном на том, что многие американские дипломаты и военные считают Ким Чен Ына иррациональным и непредсказуемым лидером, который мотивирован какой-то непонятной, но явно агрессивной идеологией. Недаром в Вашингтоне с большим интересом читают работы американского культуролога и историка-корееведа Брайана Майерса, который уже не одно десятилетие доказывает, что КНДР – это ультраправое государство, смысл существования которого – завоевательные походы, а идеология – перекрашенный японский милитаризм образца 1941 года...
И если в Вашингтоне решат, что КНДР собирается начать войну в ближайшем будущем, то не исключено нанесение упреждающего удара. Пока, заключает эксперт, «подобная точка зрения разделяется меньшинством американских экспертов и лиц, принимающих решения, в том числе и явным меньшинством в Госдепартаменте и Пентагоне. Однако число ее сторонников быстро увеличивается, и это обстоятельство не может не вызывать тревогу...»
Оригинал здесь