Posted 30 сентября 2020,, 11:48

Published 30 сентября 2020,, 11:48

Modified 7 марта, 14:28

Updated 7 марта, 14:28

Совок навсегда: даже москвичи крайне негативно относятся к торговому бизнесу

Совок навсегда: даже москвичи крайне негативно относятся к торговому бизнесу

30 сентября 2020, 11:48
Подавляющее большинство жителей столицы мечтают о государственном регулировании цен на продукты питания

Удивительные, хотя и вполне ожидаемые именно в России цифры привел в свеом блоге журналист Павел Пряников, внимательно прочитав статью социолога Регины Решетеевой из Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ – «Как москвичи воспринимают рынок в кризис».

Оказалось, что «около 80% опрошенных россиян хотели бы, чтобы государство устанавливало цены на продукты питания.

Больший запрос на опеку со стороны регулятора состоит в практике «приструнить продавцов». Защитная роль государства проявляется в наказании «виновных»....»

Выяснилось, что даже у москвичей существует большой запрос на репрессии в отношении торгового бизнеса, а у продавца изначально есть «презумпция вины». Что же тогда говорить о жителях российских регионов?

Социолог проводила глубинные интервью с москвичами, которые, как и остальные россияне, уже шесть лет живут в кризисе и при падающих реальных доходах – на тему о том, как проходит у них проходит адаптация к этим условиям.

Для понимания ситуации Решетеева приводит данные из других социологических исследований. К примеру, 42% москвичей и примерно столько же жителей провинции уверены, что Россия всё время находится в кризисе.

Далее эксперт напоминает о том, что кризисное время наложилось на давнее недоверие россиян к бизнесу:

«Уровень институционального доверия бизнесу в России довольно низкий. В 2018 г. только 30% россиян доверяли малому и среднему бизнесу, а в 2019 г. их доля сократилась до 26%. Ещё более скептически россияне относятся к представителям крупного бизнеса».

Затем она отмечает, что обеднение населения, привычка жить в перманентном кризисе и низкий уровень доверия к бизнесу породили у москвичей запрос на вмешательство государства:

«Информанты подчёркивали исключительную роль регулятора (государства) в вопросе поддержания порядка. Спрос на вмешательство государства в потребительские вопросы можно обнаружить и на макроданных. Так, по данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения ВШЭ (RLMS–HSE), около 80% опрошенных россиян хотели бы, чтобы государство устанавливало цены на продукты питания.

Больший запрос на опеку со стороны регулятора состоит в практике «приструнить продавцов». Защитная роль государства проявляется в наказании «виновных». Разный опыт переживания политического порождает разные формы обоснования границ ответственности государства. Информанты, испытывающие материальные трудности и прошедшие экономическую социализацию в советское время, ассоциируют с государственным контролем наказание виновных.

В запросе людей, социализировавшихся в условиях рыночной экономики, скорее ожидаются от государства не «наказания», а «проверки».

И ещё один важный момент из этих глубинных интервью с москвичами: если государство не хочет и/или не может наказать торговый бизнес за «высокие цены» - то тогда «граждане хотят наказать власть за лишения, которые они испытывают».

(Главный вывод: даже москвичи в основной своей массе готовы к госрегулированию в торговой сфере. При дальнейшем кризисе и обеднении этот запрос, видимо, будет только усиливаться – также, как и запрос на замену власти, не способной справиться с «лишениями народа»)

***

Ничего удивительного поэтому нет в том, что и многие читатели Милина придерживаются ровно таких же взглядов, совершенно не задумываясь над тем, что вместо того, чтобы воспитывать в гражданах нормальное, цивилизованное отношение к бизнесу, государство само относится к нему как дойной корове, намеренно снижая его авторитет в общественном сознании, подавляя его деятельность налогами, поборами и коррупцией. Вот один из самых характерных комментариев:

«В чем то они правы, не может так гречка дорожать. В цивилизованных странах следят за ценами. А у нас цены по монопольному сговору. Как объяснить что в наших гипермаркетах продукты произведенные нашими же производителями уже дороже чем в Финляндии, Германии и т.д. где они также произведены своими местными производителями или импортированы? У них же зарплата выше в 6-7 раз, бензин дороже, налоги (как нам говорят) выше. Как такое вообще возможно?..»

"