Posted 30 августа 2022,, 11:19

Published 30 августа 2022,, 11:19

Modified 7 марта, 12:09

Updated 7 марта, 12:09

Санкции против «Росатома»: последствия для России и Запада

Санкции против «Росатома»: последствия для России и Запада

30 августа 2022, 11:19
Фото: sdpl.ru
Владимир Зеленский не доволен тем, что до сих пор не введены санкции против «Росатома» и призывает западных партнёров сделать это как можно скорее. Что произойдет, если к требованию Зеленского прислушаются? Кто пострадает больше: Россия или Запад?
Сюжет
Санкции

«Росатом» строит АЭС по всему миру, снабжает их топливом, принимает и утилизирует на территории России радиоактивные отходы. А значит санкции против «Росатома» должны ударить не только по вотчине Алексея Лихачёва, лишив её экспортной выручки и технологий, но и по западным странам, которые пользуются услугами «Росатома». Строить и эксплуатировать АЭС – это не котёл углём топить, процесс намного сложнее. Но европейские власти могут решиться на такой шаг – Финляндия уже отказалась от сотрудничества с «Росатомом» по строительству АЭС «Ханхикиви-1».

Есть санкции – нет АЭС

Главным образом санкции ударят по возможности проводить оплату за строительство и эксплуатацию АЭС, а также по сговорчивости властей тех стран, которые согласились разместить российские электростанции. Деньги в этой сфере вращаются немалые: только у инженерного дивизиона «Росатома» - компании «Атомэнергомаша» портфель заказов сейчас оценивается в 850 млрд рублей.

Допустим, что на будущем Белорусской АЭС санкции не скажутся – её работу сейчас ограничивают исключительно технические проблемы, связанные с затянувшимся ремонтом. Китай тоже вряд ли откажется от завершения проектов АЭС «Сюйдапу» и «Тяньвань». Пока довольно стабильная обстановка по строящейся АЭС «Эль-Дабаа» в Египте, на которую правительство РФ выделило кредит в $25 млрд. От санкций в некоторой степени защищает сотрудничество с Корпорацией по гидро- и атомной энергетике Кореи (KHNP). Южная Корея по заказу «Росатома» построит «турбинные острова» - 80 зданий на 4 энергоблоках за 2,25 млрд. Но есть и другие более чувствительные к санкциям проекты.

В Индии «Росатом» сейчас проводит работы по строительству 3, 4, 5 и 6 энергоблоков АЭС «Куданкулам». Только на возведение 3 и 4 энергоблоков Россия предоставила кредит в $4,2 млрд ($3,4 млрд на поставки оборудования и 800 млн на производство ядерного топлива). Так что в случае разрыва отношений пострадает не только госкорпорация, но и государственный бюджет. Отказываться от завершения работ по 3 и 4 энергоблокам Индия вряд ли станет – уже идут поставки оборудования. А вот с 5 и 6 энергоблоками, работы по которым начались пару лет назад, возможны варианты. Например, недавно Индия отказала России в создании альтернативной системы банковских платежей из-за опасений вторичных санкций.

В Бангладеш «Росатом» в прошлом году начал работу по строительству двух энергоблоков АЭС «Руппур», 90% которой будет профинансировано за счёт российского кредита на 11,38 млрд. С одной стороны, нынешние власти лояльно относятся к России. Но власти Бангладеш вслед за правительством Шри-Ланки столкнулись с энергетическим кризисом. Этим летом цены на топливо были повышены в 3 раза, школы закрывают на 1 день в неделю ради экономии энергии, рабочий день сокращают, люди протестуют. В таких условиях может произойти государственный переворот, как в Шри-Ланке. И не известно, какие настроения будут у новых правителей.

А главная боль – это венгерская АЭС «Пакш-2». 26 августа правительство Венгрии выдало «Росатому» разрешение на строительство энергоблоков сроком на 10 лет. Но не стоит забывать, что Венгрия входит в состав ЕС, а её власти сейчас являются главным раздражителем для Брюсселя. Правительство Виктора Орбана единственное в Европе открыто выступает против отказа от российских углеводородов и идёт наперекор общей позиции. И всё бы хорошо, но Венгрия не может похвастаться финансовой независимостью. В феврале Евросоюз угрожал непокорной стране лишением субсидий на 40 млрд евро. На этом фоне меркнет даже льготный кредит на $10 млрд от России на строительство АЭС.

А что касается финской «Ханхикиви-1», то тут во многом «Росатом» виноват сам. Деньги были получены (при общей стоимости в 5 млрд евро ФНБ выделил 2,4 млрд евро, а «Совкомбанк» дал кредит на 500 млн евро), но дальше дело не пошло. Вопреки требованиям финского законодательства бенефициары генподрядчика АО «Концерн Титан-2» раскрыты не были, необходимая документация не предоставлена. После заключения контракта в 2013 году планировалось получить разрешение на работы к 2017 году. Сроки постоянно переносились, но и к 2022 году документация подготовлена не была. Помимо политической обстановки, финнам ещё и надоело ждать.

Не «Росатомом» единым

Главная услуга, которую оказывает «Росатом» действующим зарубежным АЭС — это поставка топлива. Первой от продукции компании «ТВЭЛ» (топливный дивизион «Росатома») отказалась Украина – ещё в 2008 году Виктор Ющенко заключил соглашение на поставку с американской «Westinghouse». Именно американское топливо сейчас используется на Запорожской АЭС. Американское топливо дороже – в первом квартале 2019 года Украина заплатила за него $51,23 млн вместо $17,5 млн за российские сборки. Но опыт показал, что замена вполне возможна.

В день начала спецоперации шведская «Vatenfall» отказалась от закупок российского топлива для АЭС «Рингхальс». Провести замену там проще, чем на советских реакторах, поскольку в Швеции применяет зарубежный дизайн «ТВС-Квадрат». Летом от российского топлива отказалась чешская АЭС «Темелин». Теперь топливные сборки для советских реакторов ВВЭР-1000 будет будут поставлять «Westinghouse» и французская «Framatome».

Зарубежные компании пока не освоили производство топливных сборок для советского реактора ВВЭР-440 образца 1971 года. Но действующих АЭС с подобными реакторами в Европе немного. Это АЭС «Дукованы» в Чехии, Ровенская АЭС в Украине, АЭС «Ловииса» в Финляндии, АЭС «Пакш» в Венгрии и АЭС «Моховце» в Словакии. При этом «Дукованы» обеспечены топливом на 3 года вперёд. Подобные закупки в последний момент не делают.

Потеря заказчиков – потеря больших денег

Опыт показывает, что и советские реакторы вполне могут работать на американском топливе. Отказ от российской продукции – лишь вопрос времени, альтернативы есть. Для компании «ТВЭЛЛ» и «Росатома» это грозит многомиллиардными потерями. Экспортная выручка «ТВЭЛЛ» в прошлом году составила 800 млн евро – это примерно 58,9 млрд рублей по средневзвешенному курсу за 2021 год. А портфель экспортных заказов на весь жизненный цикл оценивается в 64,6 млрд (почти 4 трлн рублей по текущему курсу). Потери «Росатома» — это потери России. Ни один экспортный проект не финансируется госкорпорацией самостоятельно, везде фигурируют средства ФНБ. В начале года Михаил Мишустин утвердил выделение из ФНБ 56 млрд рублей на финансирование зарубежных проектов «Росатома». Не так уж много из них находится в полной санкционной безопасности. После отказа от нефти и газа запад может начать отказ и от русского атома.

В итоге из-за санкций пострадают все. Только вот Запад рано или поздно перейдёт на собственное топливо и технологии, и тем самым будет поддерживать собственную экономику. А «Росатом» потеряет значительную часть экспортного портфеля, и останется только со странами третьего мира, которые готовы развивать атомную энергетику исключительно за счёт льготных кредитов от России. То есть Россия останется без притока денег.

"