Рус
Eng

Социологи выяснили, почему россияне не хотят прививаться

Аналитика
Социологи выяснили, почему россияне не хотят прививаться
Социологи выяснили, почему россияне не хотят прививаться
30 июня, 12:10
Наиболее распространенными причинами нежелания вакцинироваться стал страх перед побочными эффектами и долгосрочными последствиями прививки.

Центр социального проектирования «Платформа» и компания Online Market Intelligence провели совместное исследование об отношении граждан России к массовой вакцинации.

В результате оказалось, что в ответе на вопрос «Нужно ли делать прививку?» —российское общество разделилось практически поровну, но вот доля неопределившихся оказалась высокой. Зато люди, принципиально отрицающие прививки оказались в явном меньшинстве.

Следует также отметить, что данные опроса представляют онлайн-аудиторию России в возрасте старше 18 лет в городах с населением более 100 000 человек по полу, возрасту, федеральному округу и размеру населенного пункта.

Итак, 55% опрошенных либо уверенно отказываются от вакцинации, либо сомневаются в ней. Среди категорически отказывающихся, сомневающихся и колеблющихся - молодёжь 18-24; женщины; люди старше 55 лет.

Принципиальных «антипрививочников» – меньшинство среди тех, кто не намерен делать прививку от коронавируса (11%). О невозможности вакцинироваться по медицинским показаниям сообщает 13%. Переболели и имеет антитела – 17%.

Принятие решения для большинства разворачивается в логике возможных рисков и преимуществ вакцинации в ситуации, специфичной для данной эпидемии и российского контекста.

Можно выделить три группы мотивов отказа от вакцинации.

Наиболее распространенные причины нежелания вакцинироваться – страхи перед побочными эффектами, долгосрочными последствиями прививки. Проводя серию глубинных интервью с жителями страны год назад, «Платформа» анализировала отношение к вакцинам: участники исследования говорили о недоверии любым препаратам, которые выходят на рынок в такой короткий срок. Наиболее характерны эти опасения для людей старшего возраста.

На втором месте – недоверие эффективности вакцины (особенно, на фоне распространения нового штамма).

Не доминирующая, но важная позиция – «не вижу необходимости в прививке, не боюсь заболеть». Она более характерна для людей в возрасте 18–24 лет.

Часть опрошенных сегодня занимает выжидательную позицию, наблюдая за оценками безопасности и эффективности вакцины.

По мере того, как в окружении растет доля привитых, их тревожность снижается.

Например, среди тех, в чьем окружении вакцинировано уже большинство, только 15% не верит в эффективность прививки (против 30% в среднем). Среди тех, кто вакцинировался, 84% готовы рекомендовать сделать прививку своим знакомым.

27% опрошенных больше верят российских вакцинам, 6% -западным; 40% - доверяют или не доверяют всем вакцинам одинаково. Главный ресурс государства в ситуации пандемии – доверие населения официальной информации, исходящей от должностных лиц и доверие профессиональной официальной медицине. Тенденция к росту недоверия СМИ и другим институтам прослеживается на протяжении всей пандемии. Толчком для роста недоверия послужили противоречия и пустоты в информационном поле в начале распространения заболевания и в период введения локдаунов. Сегодня 54% опрошенных скорее не доверяет информации о вакцинах, их эффективности и безопасности от представителей здравоохранения и органов власти. Недоверие более характерно для молодых групп (18–24 года – 60%). Мотив социальной ответственности не доминирует, но также выражен – 15% тех, кто собирается привиться, говорят о важности получения коллективного иммунитета.

17% привитых сделали это по просьбе работодателя. В целом же большинство работодателей пока либо не высказывались на тему вакцинации, либо давали сотрудникам рекомендации в мягкой форме.

36% от числа тех, кто не вакцинирован, настроены не делать прививку даже при условии введения обязательной вакцинации. Их мотивы – такие же, как и для опрошенных в среднем: 55% опасаются побочных эффектов, 47% не верят в эффективность против вируса. Обязательная вакцинация отдельных категорий сотрудников, контактирующих с большим потоком людей, выглядит более мотивированной. Но и ее не поддерживает 69% опрошенных.74% против обязательной вакцинации для всех жителей РФ кроме детей и людей с противопоказаниями. Запрет невакцинированным посещать кафе одобряет 5% опрошенных, выезжать за рубеж – 10%.Наиболее критично настроена в отношении обязательной вакцинации молодежь 18–34 (77% против) и жители городов 500 тыс.-1 млн. (76%) – те же группы, которые чаще проявляют недоверие информации о вакцинах и не видят необходимости в прививке.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter