Posted 30 марта 2020, 14:02
Published 30 марта 2020, 14:02
Modified 7 марта, 15:08
Updated 7 марта, 15:08
Мировой экономический кризис, рецессия - уже на дворе, не надо делать вид, что мы этого не замечаем, отметил экономист.
Каким будет этот кризис, сегодня интересует всех. Алексашенко привёл комментарий Джерома Пауэлла, одной из самых влиятельных фигур в современном экономическом мире, председателя Федеральной резервной системы США.
«Это человек, по мановению руки которого, в мире могут появиться дополнительные миллионы и даже триллионы долларов», - подчеркнул Алексашенко.
Пауэлл заявил, что в какой-то момент мы возьмём распространение вируса под контроль, вернётся уверенность, бизнесы снова откроются, люди возвратятся на работу. «Да, мы увидим сильный рост безработицы и спад бизнес-активности, но может случиться и так, что мы увидим и быстрое восстановление. Направляя поток кредитов в экономику и удерживая низкие ставки, мы хотим добиться того, чтобы это восстановление состоялось как можно скорее», - сказал Пауэлл.
Однако Сергей Алексашенко придерживается иной точки зрения. «Мнение о том, что этот кризис будет V-образным – из серии «упал-отжался», доминирует в обзорах многих аналитиков. У меня нет оснований считать, что это будет так. Мне всё же ближе мнение американского экономиста Нуриэля Рубини, который говорит о том, что падение и выход из кризиса могут оказаться очень долгосрочными и будут напоминать Великую Депрессию 1929-1932 годов», - отметил Алексашенко.
По словам экономиста, из кризиса должны выйти все страны, завязанные в глобальных экономических цепочках, только тогда можно будет взяться за восстановление цепочек производственных. «А сколько продлится этот процесс, мы не знаем».
Алексашенко упомянул о том, что дело даже не в том, что упала цена на нефть, поскольку само по себе для мировой экономики это хорошо. Автомобильные заводы Европы и США закрылись. Такие гиганты, как Fiat, Crysler и General motors согласованно остановили все сборочные производства, чтобы сотрудники оказались в равных условиях. Просто руководство заводов понимает, что эти рабочие объекты могут стать эпицентром распространения вируса.
На 40 – 60 % количество рейсов сократили авиакомпании, а пассажиропоток упал на 80-90 %. «Еженедельно сжигаются миллионы долларов, вот-вот большинство самолётов будет поставлено на бетон. В России это уже случилось: авиакомпания «Победа» до 1 апреля закрыла все свои рейсы. Но понятно, что это только начало: коготок увяз – всей птичке пропасть», - подчеркнул Сергей Алексашенко.
В России, по словам экономиста, как всегда «свой кризис», но в этот раз он «в чём-то особенный». В сравнении с тем, как изменялись цены на нефть в 2008 и 2014 годах, сейчас всё произошло гораздо стремительнее.
«В очередной раз мы наступили на те же самые грабли и столкнулась со снижением цен на нефть. Но если сравнить текущую ситуацию с графиками за прошлые годы, станет очевидно, что в 2020-ом это падение случилось очень резко. Основные последствия для нас, как для граждан этой страны, уже можно заметить. Подешевела нефть – тут же подешевел рубль, значит, вырастут цены. Доллар подорожал на 25 %, соответственно, рост инфляции неизбежно впереди», - сказал Алексашенко.
На российском потребительском рынке, по словам экономиста, примерно половина товаров - это импорт.
«Если промоделировать долю импорта в потребительской корзине и динамику цен на товары российского производства, я бы дал такой прогноз: можно ожидать всплеска инфляции до 8 – 10 %. То есть это ударит по карману каждого россиянина. Уровень жизни всех будет не просто съеден вместе со всем этим минимальным приростом, который с потугами насчитал Росстат за последние два года, - страну отбросит назад года на три-четыре. Таковы последствия импортозамещения . Как только дешевеет нефть - российские граждане начинают жить хуже», - отметил Сергей Алексашенко.
Своего рода «хорошими новостями» он считает прошлый опыт падения цен на нефть. «Оно продолжалось чуть более полугода, 26 – 30 недель, после чего, под воздействием новых соглашений стран-экспортёров нефти ОПЕК, начиналось восстановление. И всё же: тогда – это не сейчас, когда всё развернулось намного резче. Посмотрим».