Рус
Eng
Константин Головщинский: “Бизнес уже участвует в предоставлении госуслуг”
Аналитика

Константин Головщинский: “Бизнес уже участвует в предоставлении госуслуг”

29 ноября 2019, 16:42Photo: hse.ru
Правительством одобрен проект цифровизации государственного управления, согласно которому представители бизнеса получат возможность участвовать в оказании госуслуг. Как пояснил эксперт, в России будет происходить внедрение квази рыночных отношений в государственном секторе.

Заместитель директора Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Константин Головщинский в комментарии “НИ” отметил, что участие бизнеса в предоставлении госуслуг является общемировой практикой:

“У нас сейчас бизнес уже подключен к оказанию услуг: например, оплата тех же штрафов, когда пользователь через банковское приложение может, не заходя на сайт госуслуг, оплачивать их без проблем.

Есть МФЦ. Была тема привлечения в качестве фронт-офисов коммерческих компаний тех секторов, у которых тоже есть фронт-офисы (например, банки и страховые компании), чтобы они создавали давление на МФЦ, и фактически была бы такая конкурентная модель оказания услуг, когда гражданин может за услугой прийти в МФЦ или в Сбербанк — что ему ближе. Соответственно в ходе такой конкуренции возникало бы давление на многофункциональные центры, и они бы повышали качество оказания услуг. И эта история сейчас также двигается Минэкономразвития по привлечению бизнеса именно к этим услугам. Т.е. происходит такое внедрение квази рыночных отношений в государственном секторе.

Внедрение квази государственных принципов, например, очень распространено в секторе услуг, которые мы называем бюджетными — здравоохранение, образование, спорт, культура и т.д.. Когда государство привлекает к оказанию услуг не только свои подведомственные учреждения: свои больницы, школы, собесы, но и частных поставщиков. Эта тенденция у нас уже достаточно давно распространяется, т.е. снимается в сегменте ОМС ограничение на участие в программе ОМС частных больниц — уравниваются тарифы, чтобы они были более привлекательны для частных компаний. В секторе соцобеспечения привлекаются коммерческие и некоммерческие компании для того, чтобы они занимались стационарным и полустационарным уходом за пожилыми и недееспособными гражданами.

С цифровизацией все это связано через создание платформ. Т.е. государство создает платформы, которые сводят заказчиков и поставщиков услуг. Например, в Великобритании есть социальная платформа, через которую пенсионер может вызвать к себе надомного работника (как на Букинге выбирается гостиница по рейтингу) — платформа сводит поставщиков и потребителей и создана именно ведомством социальной защиты Великобритании, пенсионеры могут выбирать поставщиков услуг, которые могут быть как государственными, так и негосударственными. Это то, как цифровизация позволяет через создание платформенных решений привлекать бизнес и выстраивать конкуренцию в сегменте услуг.

Например, в сентябре вышло решение правительства Москвы (это есть в открытых источниках) о Московской цифровой туристической платформе. Т.е Москва создает в настоящее время такую платформу, которая направлена на то, чтобы привлекать иностранных туристов в город через полный цикл сопровождения.

Границы между государственным и частным сектором как-то стираются в настоящее время, и такая тенденция будет и дальше продолжаться. Так что, там, где государство может представить качественную ценность для потребителя, оно свободно в своих средствах и направлении этих средств туда, куда это необходимо”.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter