Posted 29 ноября 2018, 12:06
Published 29 ноября 2018, 12:06
Modified 7 марта, 16:29
Updated 7 марта, 16:29
Очередной алармистский пост оставил в ФБ известный экономист Яков Миркин:
«Экономика - наука. Лишь только что-то начинается, заранее известно, "куда пойдет". Вот мой прогноз по санкциям, данный 4 года назад, 17 июля 2014 г. для lenta.ru И что же - оправдался? Ну да, так и идет, одно за другим. "Среди ожидаемых последствий введенных США санкций есть как тяжелые, неприятные, так и «приятные». Из неприятных, следует назвать существенное удорожание внешних заимствований и сужение доступа к иностранным рынкам капитала.
Кроме того, следует опасаться технологического бойкота. Во-первых, в части прямого контроля США за экспортом своих технологий в России. Во-вторых, на основе косвенного влияния. Я это называю «круги по воде». Например, если, скажем, у корейской компании есть контракты с США и готовится проект с Россией, то от нее могут потребовать воздержаться от проекта. Такие вещи могут происходить в любом из секторов, на который наложены санкции.
Поскольку США являются ядром мировой экономики, они могут – по цепочке связей – пытаться ограничить предоставление оборудования и технологий российским компаниям через третьи страны.
Можно прогнозировать уменьшение доли России на энергетическом рынке Европы. Официальная энергетическая политика США и ЕС предполагает «диверсификацию», снижение роли России в экспорте энергоносителей на европейский рынок. Такой вид топлива, как каменный уголь, США продает в Европу в объемах, сопоставимых с Россией. Со временем могут возникнуть поставки сжиженного газа из США в Восточную Европу, в те страны, которые на 80 -100% зависят от российского газа. В разовом порядке в США даются разрешения на экспорт нефти в Европу. Но здесь интересы США как конкурента не стоит преувеличивать. Хотя США и является крупнейшим нефтедобытчиком в мире, но в среднесрочной перспективе, по всем прогнозам, все равно останутся нетто-импортером топлива.
Могут пострадать российские поставки оружия за границу. Россия является основным конкурентом США на рынке оружия, прежде всего в развивающихся странах (арабский мир, тихоокеанский регион, Латинская Америка) .
В то же время, санкции так устроены, что не накладывают ограничения на текущие поставки топлива и другого российского сырья на Запад и расчеты за эти поставки. Не затронута российская розница. В санкциях нет ограничений на расчеты платежными карточками Visa и Mastercard. «На поверхности» не затрагиваются интересы американских компаний, ведущих сырьевые, пищевые и другие проекты в России. Здесь санкции – бережны.
У любых санкций есть и приятные последствия. Нам придется больше заниматься импортозамещением, развивать собственную финансовую систему и ее способность финансировать инвестиции и модернизацию. По многим точкам наша зависимость от импорта оборудования, технологий, лекарств, потребительской техники превысила критические значения.
В условиях санкций Россия находится на развилке – либо проводить модернизацию, высвобождать энергию бизнеса, усиливать налоговые стимулы, снижать регулятивные издержки, насыщать экономику деньгами, кредитами, инвестициями. Найти возможность создать свое собственное «экономическое чудо» в условиях расширения предпринимательских свобод, снижения рисков внутри страны. Сделать всё, чтобы пришли прямые иностранные инвестиции, несущие с собой новые технологии.
Либо закрыться и перейти к мобилизационной модели экономики. Это путь в тупик, в огромные потери для населения".
Прошло четыре с половиной года. Пока мы там же - либо, либо. Хотя потихоньку все больше смещаемся в сторону огосударствленной, мобилизационной модели. Ну и ладно, хотя лучшего способа для тупика трудно найти...»