Posted 29 ноября 2017, 11:08
Published 29 ноября 2017, 11:08
Modified 7 марта, 17:03
Updated 7 марта, 17:03
Неожиданно вновь возникшая на политическом горизонте тема расстрела царской семьи в Екатеринбурге и судьбы останков не могла оставить равнодушными экспертов. Суть проблемы разъяснил в телеграм-канале Bunin & Co политолог Алексей Макаркин:
«Проблема признания мощами «екатеринбургских останков» заключается в том, что церкви придётся признать, что в конце 90-х годов в этом вопросе правы были Ельцин и Немцов. Первый как президент, второй как председатель государственной комиссии, непосредственно занимавшийся вопросами захоронения семьи Романовых. Отношение к этим политикам в церковной среде в целом негативное – им припоминают и сближение с «бездуховным» Западом, и падение жизненного уровня граждан, среди которых было и немало нынешних прихожан, и распространение новых религиозных движений (от кришнаитов до мормонов). Возвращение же храмов при Ельцине приписывается воле Бога, а не президента. И получается, что ошибались многочисленные священники, монашествующие и благочестивые миряне, которые искренне считали «екатеринбургские останки» не принадлежавшими семье последнего царя. А признать всё это очень сложно.
В этой ситуации церковное руководство оказывается между двух огней. На признании настаивает Кремль, для которого важно захоронение цесаревича Алексея и великой княжны Марии как символический акт примирения. И ради этого власть разрешила провести все экспертизы, на которых настаивала церковь (вплоть до вскрытия гробницы Александра III). И эксперты подтвердили принадлежность останков Николаю II и его семье. Отказать Кремлю – значит, пойти на конфликт, который церковь не может себе позволить. Согласиться – значит, восстановить против себя часть верующих. Численно не очень большую, но активную, готовую при необходимости участвовать в молитвенных стояниях, бороться за выделение земельных участков для строительства храмов. Скорее всего, выбор будет сделан в пользу власти, от которой церковь зависела во все периоды её истории. Путин – не Ельцин, который был вынужден согласиться с отсутствием патриарха на церемонии захоронения царской семьи. А Кирилл чувствует себя в отношениях с властью куда менее уверенно, чем Алексий II.
История с ритуальным убийством царской семьи – неудачная попытка руководства церкви договориться с крайне правыми примерно в следующем формате. С одной стороны, все же придётся признать «екатеринбургские останки» царскими мощами – и экспертизы об этом свидетельствует, и позиция Кремля однозначна. Да и президент на соборе будет. Но, с другой, взамен можно порассуждать на одну из излюбленных в среде крайне правых тем – ритуальный характер убийства. Можно назначить новую экспертизу, которая займёт немало времени – и, конечно же, отвергнет эту версию. А к тому времени страсти поулягутся. Что недооценили? Изменение общественных настроений. В 90-е годы были возможны антисемитские ораторские упражнения депутата Госдумы генерала Макашова. В центре Москвы продавались черносотенные газеты. Даже в начале нулевых появилось антииудейское «Письмо 500». Но время идёт, и антисемитская тема стала выглядеть совсем уж архаично и неприлично. А вопрос о «ритуале» связан с антисемитизмом намертво. Так что основной имиджевый ущерб понес епископ Тихон (Шевкунов), ставший главным церковным спикером по этой теме. Да и для репутации самой церкви эта история весьма неприятна.»
А обстоятельный и всесторонний разбор этой темы сделал телеграм-канал НЕЗЫГАРЬ
Вся история про останки царской семьи, в которую влезли церковь, государство и общество стало одной сплошной чередой накопленных ошибок. Сегодня уже в церкви говорят, что тема «святых мощей» и «святости» последнего императора и его семьи могут стать причиной раскола церкви. Церковь загнала себя в такой тупик, что компромиссного выхода из него не будет. Рано или поздно конфликт полыхнет.
Обретение останков
РПЦЗ и консервативная часть РПЦ продолжительное время считают, что убийство царской семьи носило чисто ритуальный характер. «Останки царской семьи с помощью огня и серной кислоты уничтожены. Пепел развеян».
Убийство совершено масонами, сатанистами, врагами России и прочими товарищами. До сих пор среди многих представителей клира модно считать, что «сатанисты» отрезали головы у царской семьи и отправили их к Ленину в Кремль.
Патриарх Кирилл в 2010 году заявил, что тела членов царской семьи якобы были сожжены у шахты Ганиной Ямы как «кости царя Едомского».
Если ритуальный характер, то любые останки надо отрицать.
Митрополит Воронежский Сергий предельно ясно сказал: «а если это останки безбожника, убийцы, сатаниста?»
Между тем историки и Архивное управление ФСБ заявляют, что убийство семьи последнего императора носило чисто политический харктер.
Существует и ещё одна версия - весьма популярная у украинской части РПЦ. Там популярны слухи, что семья Романовых выжила, спокойно прожила при советской власти и их потомки живы сегодня.
Патриарх Алексий Второй, отказавшийся признать останки в 1998 году, а затем патриарх Кирилл использовали тему останков в диалоге с государством. Через нее (обещание согласиться на признание) Церковь старалась добиться решений материальных и законодательных вопросов.
Но две стороны допустили столько ошибок, что проблема стала конфликтной.
Ошибок со стороны государства было несколько:
заигрывание «молодых реформаторов» (Немцов, Семья и проч.) с династией Романовых и с идеями восстановления монархии;
закрытый характер экспертизы признания останков и недопуск представителей РПЦ (1995 год);
поспешная процедура с признанием и официальным захоронением останков в 1998 году в Петербурге и отказ РПЦ признать их заинтересованность в ходе процесса восстановления единства РПЦ и РПЦЗ в признании царской семьи как святых страстотерпцев.
Известно, что с избранием Кирилла патриархом звучали разговоры об обещании решить проблему останков. Но кризис 2011-2012 годов и внутрицерковный конфликт привели к тому, что партия патриарха потеряла инициативу и вынуждена была под требованием консервативной части Церкви снять тему признания останков.
Патриарх в попытке перехватить «реакционно-консервативные лозунги», идеи русского мира, русской Церкви лишь укрепил позиции ультраконсерваторов. Фактически церковь начала скатываться к черносотенству, с верой в черные заговоры, влияния масонства.
Нельзя сказать, что государство не волнует возникновение «православного экстремизма» с атрибутикой ненависти. После восстановления единства Церкви, светская власть неоднократно высказывала заинтересованность решить тему царских останков.
В 2015 году было решено тему царских останков закрыть. В связи с обнаружением останков цесаревича Алексея и княжны Марии в июле 2015 распоряжением Медведева была создана комиссия Приходько. Через несколько месяцев комиссия признала останки подлинными и было решено провести их захоронение 18 октября 2015 года.
Как говорят, Церковь попросила провести перезахоронение останков в Исаакиевский собор. В сентябре 2015 патриарх создал комиссию во главе с митрополитом Варсонофием и епископом Тихоном, по договоренности с Президентом было решено привлечь Бастрыкина и оформить всё следственной процедурой.
В декабре 2015 года останки цесаревича Алексея и великой княжны Марии Романовой были переданы РПЦ.
Внутренний раскол
Тема царских останков стала одной из основных в конфликте внутрицерковных партий. Большая часть «черного монашества» убеждена в «жидо-масонском заговоре».
Но их влияние в иерархии не слишком значительно. Другое дело конфликт между частью «лаврской партии» и части «афонитов» с партией патриарха Кирилла.
Многие в Церкви говорят, что скандалы последних лет в отношении патриарха Кирилла шли из окружения митрополита Варсонофия, которого поддерживают Ротенберги.
Идея «захоронения останков Алексея и Марии» в Петербурге и признания останков в 2015 году как говорят было пролоббировано Варсонофием-Ротенбергами. Но в процесс вмешались епископ Тихон и патриарх Кирилл. Каждый из них вёл свою игру.
Перезахоронение перенесли на февраль 2016, а затем на конец года. Возникла идея перенесения мощей в Исаакиевский собор. Если вначале идею связывали с Варсонофием, то потом инициативу перехватил Кирилл. В октябре 2016 сам патриарх заявил, что все экспертизы завершены.
Но захоронение снова сорвалось. Теперь причиной стал конфликт в Питере. Петербург оказался погружен в конфликт в отношении Исаакиевского собора.
В результате репутационно проиграли Варсонофий и частично патриарх Кирилл. Удар пришелся и по губернатору Полтавченко.
Пока шла «борьба за Исаакий» епископ Тихон полностью перехватил инициативу в комиссии по признанию останков царской семьи.
Как говорили, (из самой комиссии шли утечки) экспертиза показала подлинность царских останков.
Все ждали решения вопроса (и говорили даже о специально снятом фильме отцом Тихоном), но опять всё сорвалось.
Курс на монархию
После крымских событий 2014 года среди части российской элиты снова возникла идея «восстановления монархии».
Говорят, что эта идея была в разработках структуры Примакова и его коллег силовиков. Разработками идей новой монархии активно занимался Российский институт стратегических исследований генерала Решетникова.
Позднее эту тему подхватили Малофеев и его «Царьград». Говорят, что тема восстановления монархии очень нравилась Володину. О восстановлении монархии много говорили митрополит Иларион и епископ Тихон.
В 2016 году кампания против фильма «Матильда» также стала частью большого промоушена популяризации идеи восстановления монархии. По разговорам, тема возвращения к монархии между тем сильно напрягла Кремль. Президент оказался к ней не готов. В результате чего иерархам РПЦ было предложено прекратить публично обсуждать тему восстановления монархии, телеканал «Царьград» решено было закрыть, а Громову срочно исправлять информационную повестку, испорченную Матильдой. Епископ Тихон заявил о неактуальности темы восстановления монархии.
В канун проведения Архиерейского собора, комиссия по установлению подлинности останков решила сделать промежуточный доклад и признать недостаточным объем информации о признании останков. Таким образом, решено пока снять признание подлинности царских останков и перенести тему на 2018 год. Уже с избранным Президентом.
Династический узел
Так называемый Дом Романовых (Кирилловичи) во главе с Марией Владимировной не признает, как известно, царские останки. Дом Романовых активно поддерживают патриарх Кирилл и митрополит Иларион. В Европе Дом Романовых дружит с Гогенцолернами (находятся в родстве) и Габсбургами. Очень активные контакты Дома с украинской диаспорой, с иерархами УПЦ, их активно поддерживают в Краснодарском и Ставропольском крае, в Крыму, в Рязани, Калуге и Сибирском регионе.
Объединение членов рода Романовых (Николаевичи) признали в 1998 году останки царской семьи. Главы объединения - Николай Романович (ум. в 2014) и Дмитрий Романович (ум. 2016) неоднократно посещали Россию и дружили с «силовиками». По разговорам, именно Николаевичи оказали серьёзную помощь в объединении РПЦ с РПЦЗ. Николаевичи поддерживали отношении с Майклом Кентским и домом Виндзоров. Говорят, что через Николаевичей епископ Тихон встречался с британской аристократией и организовывал приезд студентов из Итона на встречу с Президентом. Объединение членов рода Романовых неоднократно заявляли об отказе от прав на российский престол. С Объединением членов рода Романовых поддерживала отношения часть силовиков.
Интересы Дома Романовых (Кирилловичи) и сегодня лоббирует РПЦ в лице патриарха. Контакты с Кирилловичами были выстроены у РПЦ еще с 70-х годов. В начале 2000-х представителем Кирилловичей в России был Зураб Чавчавадзе - тесть Малофеева и товарищ отца Тихона. После 2014 года Мария Владимировна неоднократно через патриарха выходила с идеей восстановления прав Дома в России, возвращения имущества Дому Романовых. Также говорят, что нежелание Дома Романовых признавать останки династии может быть связано с нерешенными проблемами имущественных прав. Несколько недель назад патриарх Кирилл на встрече с Марией Владимировной заверил ее, что решение о признании царских останков будет принято при условии полного согласия всех участвующих в процессе сторон.
Святые мощи
Как оказалось, обнаруженные «мощи» подвернуты тлению. Часть фрагментов черепов и костей просто рассыпалась. В случае признания генетической экспертизы подлинности, Церкви придется признать не соответствие останков требованию нетленности. Правда, Церковь уже заявила, что для мучеников мощи нетления и чудеса не обязательны. Но Церкви придется дать ответ: кого она провозгласила святыми и отсутствием проявлений святости.
Кроме того, если подтвердится, что останки найдены в Поросенковом Логе, то нужен ответ о «чудесах» (по версии Церкви) в Ганиной Яме, где никаких останков не было. Что дальше? Церковь создала собственными руками неразрешимый ребус.
- Церковь не может признать останки
- Церковь не может признать их отсутствия по причине ритуального убийства
- Церковь не может подтвердить святость Николая и его семьи
- Церковь не может опровергнуть святость
Кроме того, Церковь должна ответить (прежде всего себе) на вопрос - может ли она признавать святость по экспертизе ученых или она примет святость заочно. Что в свою очередь вызовет споры в Церкви и так уже достаточно расколотую.