Posted 29 октября 2019, 17:09

Published 29 октября 2019, 17:09

Modified 7 марта, 15:40

Updated 7 марта, 15:40

Ирина Ильина: «Проекты Москвы фантастически дороги и амбициозны. А плитки - битые»

29 октября 2019, 17:09
«Моя улица» – один из самых масштабных проектов столичных властей. На благоустройство Москвы с 2017 по 2022 год будет выделено свыше 500 млрд руб. По просьбе «Новых Известий» экономическую составляющую проекта оценила Ирина Ильина, директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ, профессор:

"Благоустройство в Москве, конечно, играет очень важную роль, потому что это придаёт городу особый облик — это все очевидно.

На мой взгляд, программа получилась очень масштабная и чрезвычайно дорогостоящая. Потому что проекты, которые делаются, они, конечно, во многом уникальны и привлекательны, но на них тратятся просто фантастические деньги. Естественно, когда возникает ряд других экономических проблем, на которые тоже нужны средства, то поневоле начинаешь думать — а так ли это надо? Если внимательно посмотреть на карту благоустройства, то можно сказать, что не всегда это эффективно. К примеру, использование гранитной плитки. На самом деле это не так красиво и не так эффективно. Вот, я хожу по улице, где делали мощение гранитной плиткой, я смотрю под ноги и считаю — сколько углов отбилось. Буквально на днях шла и насчитала, что у 30% плиток отбитые углы. А происходит это потому, что некачественно положили, и все время приезжают рабочие, которые поднимают эти плитки, подсыпают, выравнивают, etc. И все это происходит уже третий год. Естественно, когда они ее поднимают — им там тоже квалификации не хватает — они же и отбивают еще эти углы. И гранит, на мой взгляд, для улицы положен очень тонкий, какой-то недостаточно качественный гранит. К чему я веду: что программа благоустройства вне всякого сомнения очень важна, и она очень много делает для города. Но проекты безумно дорогие. На уровне фантастики. Миллиард рублей стоил Новый Арбат, миллиард рублей стоят другие улицы. Таких денег (я раньше работала как раз в департаменте, который занимался проблемой благоустройства) мы не видели и думать о них не могли. Сейчас делается все самое дорогое, самое сверхдорогое.

Кроме того, не всегда все проекты удачны, потому что, скажем, центр Москвы имеет свою уникальную неповторимость — каждая улица имеет свой облик, свои исторические особенности. Когда их все стандартно замостили, я порой даже не могу понять, где я иду: то ли это Спиридоновка, то ли это Малая Бронная. Проекты были стандартизированные, а это не очень хорошо.

Какой вывод из всего этого можно сделать? Затраты на благоустройство очень большие, и благоустройство очень важно для города, но то, что оно делается не совсем правильно — это однозначно. Можно было бы делать более индивидуальные проекты, подбирать другие, более дешевые материалы, которые ничуть не хуже, потому что не обязательно делать гранитное мощение, можно и из других материалов, и это выглядело бы и лучше, и красивее. Лучше — потому что такая стандартизация облика города не очень хороша.

Благоустройство — это такой вид деятельности, который требует очень внимательного отношения к проекту. К примеру, надо ли набережные делать «зелеными» — в том смысле, чтобы убрать автомобильное движение. Вопрос очень важный, потому что все должно отвечать духу города и потребностям города. Поэтому есть, наверное, такие фрагменты набережных, где можно убрать автомобильное движение, а где-то — и нет. Например, если отказаться от транспортного движения на большинстве набережных, то это может привести и к очень большим проблемам развития города. Главное, чтобы благоустройство делалось ради решения целого комплекса городских проблем, а не благоустройство ради благоустройства".

Подписывайтесь на канал "Новых Известий" в Яндекс.Дзен

Подпишитесь