Posted 29 июля 2022,, 10:00

Published 29 июля 2022,, 10:00

Modified 7 марта, 12:20

Updated 7 марта, 12:20

Серый автоимпорт: как не получить дырку от бублика вместо иномарки из ОАЭ и США

Серый автоимпорт: как не получить дырку от бублика вместо иномарки из ОАЭ и США

29 июля 2022, 10:00
На рухнувший авторынок “заехали” новые игроки - фирмы-перегонщики. Обещают затмить обороты оставшихся без работы дилеров. Эксперты считают, что их оптимизм понятен, но слишком много рисков. И вместо иномарки за полцены можно получить либо автохлам, либо “мертвого кота в мешке”.
Сюжет
Санкции

Екатерина Максимова

Ввозом в Россию машин со всех частей света занимаются как никому неизвестные компании, так и звезды YouTube. Рекламировать новых игроков рынка не будем, но “Новые Известия” проверили: предложений масса. Владельцы такого бизнеса обещают клиентам как машины без пробега, так и бэушные. За полтора-два месяца они готовы привезти из США, ОАЭ, Китая, Кореи и даже Европы кроссовер, седан или внедорожник в любой комплектации.

Справка: Рынок продажи легковых автомобилей в первом квартале 2022 сократился на 55%. По уже озвученному прогнозу Минпромторга, в годовом выражение падение ожидается на уровне 55%, ведомство полагает, что к концу года продажи могут составить порядка 750 тыс автомобилей. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2021 году было продано более 1,6 млн новых легковушек.

Как это работает

Компания-продавец, как правило, предлагает клиентам два варианта: подобрать подходящую машину на аукционе, либо купить автомобиль, который уже привезен в Россию и даже растаможен. К примеру, машины из США чаще находят через аукционные компаний Copart, NPA, Manheim и др., у которых сотни стоковых площадок по продажам.

Да, Ford, Cadillac, Dodge или Chrysler будут не новыми и зачастую слегка битыми, зато с большим дисконтом (о ценах - ниже). Аукционы ломятся не только от образцов американского автопрома, там полно “европейцев” и “азиатов”.

Фирма-перегонщик с оговоркой, что не является продавцом техники, оказывает услуги по подбору машины (это стоит в пределах 75-85 тыс рублей), обещает ее проверить (отдельный прайс), доставить и растаможить. Покупателю лишь надо оплатить инвойс и - вуаля.

Если очень-очень коротко и без массы деталей, то весь процесс выглядит примерно так: будущий автовладелец сидит с чашечкой кофе не в офисе у автодилера, а дома у экрана компьютера и участвует в аукционе. Затем ждет пару месяцев, забирает растаможенный автомобиль и ставить его на учет в России.

“Не спим, валимся с ног”

Сотрудник одной из таких компаний на условиях анонимности рассказал, что бизнес процветает. “Через пару месяцев мы выйдем на объемы продаж, сопоставимые с объемами некоторых автодилеров до февраля этого года. Рук не хватает, не спим, валимся с ног - очень много заказов, особенно на подбор”, - поделился собеседник.

По его оценке, каждая из подобных фирм сейчас продает по 100 и более машин в месяц, в Санкт-Петербурге объем продаж в три раза меньше - порядка 35 машин. Чаще всего покупатели заказывают иномарки не старше 3-5 лет.

“Мы все делаем под ключ, клиент получает растаможенную машину и ПТС. И при этом цена на привезенную машину примерно на 55- 60% ниже, чем была в России у официального дилера. Есть клиенты-одиночки и их довольно много, но все больше обращаются перекупщики, которые занимаются продажей бэушных иномарок. Они заказывают партиями ”, - добавил сотрудник.

При просмотре каталога “горящих” хитов, действительно, можно разреветься от счастья. Чуть подбитая трехлетка Volvo ХС 90 в пробегом почти 2 километра за 1,4 млн… В России такая машина сейчас стоит не менее 3,4 миллионов. Почти новый Mitsubishi Pajero Sport с 2,4-литровым двигателем реально купить за 3,2 миллиона. Hyundai Santa Fe в люксовой комплектации с арабского рынка предлагается россиянам за четыре с небольшим миллиона. Просто сказка, счастливый сон!

Но пора просыпаться

Автоэксперты подтвердили, что из-за сложившегося на авторынке острого дефицита машин во множестве стали появляться компании-перегонщики. И их число будет расти. Специалисты настойчиво советуют россиянам внимательно отнестись к данному тренду и оценить все явные и скрытые риски. А их - предостаточно. “Новые Известия” публикуют комментарии специалистов без купюр.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:

- Часть таких игроков везут в Россию новые автомобили, другие - собирают неликвид со всего мира. Мониторят аукционы, куда от страховых компаний попадают машины после ДТП. Покупают битые авто, гонят их в Белоруссию. Там восстанавливают, там же растамаживают с использованием местного льготника и таким образом воруют половину таможенной стоимости.

А дальше уже российский владелец столкнется с такой проблемой: машину придется дотамаживать, доплачивать 50%. Сейчас решение в правительстве готовится, идут первые совещания и я подозреваю, что скоро мы это дело увидим.

Так было и раньше, но таких машин было совсем немного, сейчас идет поток. И ФТС, конечно, это прекратит.

Машину можно покупать в одном-единственном случае: если этот автомобиль въехал в Россию без растаможки в Армении, Казахстане, Белоруссии и всех других схем с занижением таможенной стоимости. Если машина в лоб на Россию растаможена, то проблем нет. Иначе это самый простой способ купить не просто кота в мешке, а мертвого кота в мешке. И, конечно, такие риски брать на себя не стоит.

Уже есть случаи, когда машины из ОАЭ с евро - 0 или евро - 2, предназначенные для стран Африки, при растаможке в Казахстане вдруг становились евро - 4 или евро - 5. При постановке на учет это рано или поздно всплывет.

Резюмирую: при покупке обязательно надо смотреть место растаможки. Есть очень большой риск, что потом придется доплачивать из своего кармана. А стоимость растаможки - это 48% от цены автомобиля.

Адвокат, правозащитник, вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский:

-При такой схеме покупатель, отдавая деньги, должен положиться, по сути, только на честное слово продавца. А если не привезли? А если привезли, но не то? Или деньги не возвращают. Я предвижу в этом направлении большое количество судов и жульничества. Обязательно нужно подписывать договор, внимательно его читать. Наверняка в нем будут кабальные условия.

И давайте не забывать основные признаки мошенничества по учебнику криминалистика: быстрота. Быстрей, быстрей, а то товара не будет. Второе - дешевизна. И в новых схемах я вижу признаки потенциального мошенничества.

Автомобильный эксперт Сергей Асланян:

-Сначала мы получили неуправляемый авторынок периода пандемии под прикрытием официального дилерства. Закон «О защите прав потребителей» перестал работать, антимонопольная служба показала свою несостоятельность. Мы это наблюдали еще до СВО, когда официальные дилеры стали безнаказанно назначать любые цены и превратились в мошенников, злоупотребляющих доверием и занимающихся обманом. И поскольку государство на это никак не среагировало, то мы с вами в одну секунду лишились всех достижений цивилизованного рынка.

Потом мы расстались с производством автомобилей. Теперь - и с их импортом. В Россию прекратили завозить Мерседесы и Кадиллаки. И мы просто вернулись в 90-ые годы, когда на рынок вышли некие юрлица, не имеющие перед покупателем никакой ответственности. У них нет задачи завоевать рынок на долгосрочную перспективу. В случае чего, такая ОООшка исчезает в одну секунду, сделав все риски 90-ых вновь актуальными.

Предложения посредников-перегонщиков - это поставки разрозненных машин, не предназначенных для нашего рынка. И это предложение криминогенно и не содержит никаких гарантий.

Более того, зачастую - это обычные помойные продажи. О каком серьезном бизнесе можно говорить, если берется первый попавшийся в ОАЭ автомобиль, обнаруженный на заднем дворе Дубая. Когда богатый шейх меняет для своей восьмой жены Мерседес, то он трейдинится. И такой Мерседес моментально покупают свои люди, потому что спрос на машину жены шейха большой. А российские игроки перехватывают то, что стоит на открытых площадках под палящим солнцем.

Даже если машина почти новая и в хорошем состоянии, а продавец надежный, то все равно много “но”. Да, люди, у которых осталась привычка ходить в белых штанах, вовремя обновлять айфон и иметь седан с кожаным салоном, конечно, будут пытаться купить то, к чему они привыкли. Но задайте себе вопрос: как потом чинить эту машину? Откуда на них возьмутся тормозные колодки, приводные ремни, масляные фильтры?

Тот новый сегмент рынка, которые сейчас расцветает, не имеет никакого отношения к дилерским продажам. Не будет никакого сопровождения, никаких гарантий. Цивилизованный рынок закончился 24 февраля. Остался вторичный рынок, но на нем честных продавцов не было никогда.

Директор дилерского центра Volvo (Санкт-Петербург), пожелавший остаться неназванным:

-Как вы думаете: если бы было все так хорошо, мы бы сами, наверное, у них покупали. Скрывать не буду, мы переговариваемся со многими такими ребятами и не с одной такой фирмой пока не сотрудничаем.

Да, по старым каналам Volvo больше не поставляется в Россию, но эти новые схемы вызывают у нас опасения. Официальные дилеры сейчас выбирают дальнейшие пути своей работы.

Казнить нельзя помиловать

Запятую в этом предложении каждый потенциальный автовладелец поставит сам. Антон Шапарин считает, что при дефиците автомобилей (Россия в 2022 году недополучит минимум 700-800 тыс авто) такой бизнес будет востребован. Да, продажи даже одной компании - 100 машин в месяц - для той же Москвы абсолютно карликовые, но тренд только набирает обороты.

“Недополученные 700-800 тысяч - это огромные объемы, колоссальные и, конечно, дефицит будет восполняться за счет серого импорта. То, что Китай подстрахует наш авторынок - это миф. Корейские машины недавно отправились обратно в Корею, было экспортировано множество машин, их обратно увезли Hyundai и Kia”, - отметил Шапарин.

Журналист, защитник прав автовладельцев Виктор Травин тоже подчеркивает, что люди покупают по такой схеме автомобиль исключительно на свой страх и риск. И предлагает дождаться реакции таможни и ГИБДД.

“Все будет зависеть от того, насколько ввезенные транспортные средства будут соответствовать безопасности, в порядке ли сопроводительные документы, документы о соответствии техническому регламенту о безопасности итд. Но я не очень уверен в том, что тут возможно соблюсти абсолютно все нормы, все требования. Если же все в норме, то рынок вполне может насыщаться такими поставками. Все зависит от спроса и, наверное, будет иметь тенденцию к расширению - это все же замена нашим недоделанным Лада Гранта без подушек безопасности”, - резюмировал Виктор Травин.

"