Posted 29 июля 2019,, 09:37

Published 29 июля 2019,, 09:37

Modified 7 марта, 15:28

Updated 7 марта, 15:28

Зеленский выиграл всё, что можно: конец одной сказки или начало новой?

Зеленский выиграл всё, что можно: конец одной сказки или начало новой?

29 июля 2019, 09:37
На выборах 2019 года впервые в истории Украины её граждане законным путём радикально поменяли исполнительную и законодательную власть, однако теперь новой власти придётся начинать реальные реформы, а это невероятно сложная задача.

Со сказочными героями сравнил персонажей последних политических событий на Украине на сайте Московского Центра Карнеги историк Георгий Касьянов:

21 апреля 2019 года человек, которого незадолго до этого его оппоненты (да и, наверное, спонсировавший его Карабас) считали кем-то вроде Буратино, стал президентом Украины. Ровно через три месяца, 21 июля 2019 года, сказка продолжилась: партия Зеленского получила сказочно беспрецедентный результат на парламентских выборах. Впервые в истории независимой Украины политическая сила, фактически созданная из воздуха, получила количество голосов, позволяющее единолично сформировать правительство: 254 из 450 мест в парламенте. Почти такая же история произошла и с партией «Голос» во главе со знаменитым певцом Святославом Вакарчуком - она получила в парламенте 20 мест. Нельзя не отметить и успех оппозиционного блока «За жизнь», этакого ремейка Партии Регионов, получившего 43 места.

Нельзя не отметить, что у партии-победительницы количество мандатов, полученное в одномандатных округах превысило количество тех, что достались по партийным спискам (130 и 124 соответственно), – этого не ожидал никто. Это называют электоральной революцией, ведь среди проигравших – люди не только с большими деньгами, но и с серьезным ресурсом власти и связей, десятилетиями окучивавшие и подкармливавшие электорат, привыкшие к тому, что свои округа – это вотчины, где холопы все сделают как надо.

Так потерял свой мандат в родном Житомирском округе двукратный спикер Верховной рады Владимир Литвин, а еще и теневой олигарх Сергей Пашинский. Выпали из гнезда ближайшие соратники Порошенко, одиозные Александр Грановский и Игорь Кононенко. В Одессе рухнул, казалось бы, незыблемый столп одного из наиболее влиятельных локальных кланов – знаменитый Сергей Кивалов, проигравший местному ресторатору. В Полтавской области уходит на отдых от парламентских трудов один из самых богатых людей Украины Константин Жеваго. В Харькове свой округ упустил Дмитрий Добкин, хотя его брат Михаил Добкин удержался на скамье в парламенте.

Среди же победителей десятки тех, кто повторил головоломный трюк Зеленского: еще пару месяцев назад они вряд ли задумывались о политической карьере, а уже через месяц они принесут присягу законодателей. Три десятка счастливчиков на день выборов официально числились безработными. Ряды парламентариев пополнились шоуменами и шоувуменами, журналистами, актерами, активистами.

Всего же состав Верховной рады изменится на 80%.

Уникальные выборы породили уникальный расклад сил в парламенте. Сложилось монобольшинство президентской партии, что позволяет единолично сформировать правительство и принимать законы, нужные президенту. Сами победители пока осваиваются с ситуацией, к которой они тоже не были готовы. Времени у них очень мало. Тон задает первое лицо, уже явившее себя городам и весям в начальственном туре с публичными порками и изгнаниями плохих парней. Понятно, что публичные разносы представителей нелюбимой власти помогли избирателям сделать правильный выбор.

Особого внимания удостоилась таможенная служба, которой президент четко дал понять, что из-за нее ему за державу обидно. Не только прямая речь, но и стиль действий президента по отношению к чиновникам, у которых доходы явно уступают расходам, импонирует публике: уходите по собственному желанию, а если желания нет, вас уйдут. Сказочный герой рубит головы Горыныча, прогоняет соловьев-разбойников. Уволены 18 губернаторов, количество уволенных глав районных госадминистраций приближается к сотне.

Теперь все дороги открыты. Большинство в парламенте гарантирует принятие нужных законов. Оно же позволяет создать правительство, которое выводится за пределы политики и планируется как технократическое. Президент получает возможность полностью контролировать силовой блок. Оппоненты растерянно притихли. Народ замер в ожидании резонансных посадок и справедливых цен на газ.

Обычно на моменте, когда герой достигает вершины, сказка заканчивается. Начинается быль, с рутиной повседневности и колоссальным объемом проблем. О них говорено уже не один раз. Сырьевая экономика, зависимость от внешних заимствований, бедность, убийственные цены на убогие по качеству коммунальные услуги, война на востоке, коррупция, превратившаяся в часть повседневной культуры, уставшие от Украины и скучающие по России западные партнеры. И, наверное, самая главная проблема – справиться с собственным успехом.

В самой команде, пополнившейся двумя с половиной сотнями депутатов, появляются первые признаки противоречий, и, судя по всему, это не «рабочие моменты», как их представляют сами участники, а куда более серьезные расхождения, связанные с представлениями о природе власти и последствиях обладания ею.

Аналитики дают новой власти около полугода относительно бесконфликтного существования (речь идёт о нерушимости партийных рядов в Верховной Раде). За этот период объединенные силы президента, парламента и правительства должны не только запустить (в хорошем смысле этого слова) целый ряд реформ, запущенных (в плохом смысле этого слова) предыдущей властью, но и продемонстрировать свой собственный креатив и способность перейти от эффектных слов к четкой реальной политике с понятными и достижимыми целями.

Осью такой политики должны стать обещанные слугой своему народу экономическая свобода, власть закона, простые и понятные каждому отношения гражданина и государства. Наверное, первым индикатором чистоты и серьезности намерений новой власти будет список первоочередных законов, предложенных предыдущей Верховной раде и отвергнутых ею. Если он не изменится, есть надежда на улучшения.

Не менее сложной задачей для новой власти будет преодоление саботажа и сопротивления разветвленного бюрократического аппарата, местных горизонтальных элит в регионах и грядущего разброда и шатаний в собственных рядах. Надзирать и наказывать придется не только чужих, но и своих. Тут неизбежен соблазн прибегнуть к помощи служб, которые сами нуждаются в капитальной перезагрузке, как неизбежна и опасность установления доверительных отношений с ними.

Наконец, возможно, самый серьезный вызов новой власти – это коммуникация слуги с народом. Последний все еще живет в ожидании чуда и во многом одержим патримониальными и патриархальными предрассудками. Для улучшения ситуации необходимы действия, которые вряд ли вызовут одобрение тех, кто справедливо возмущается высокими тарифами и низкими зарплатами. Можно лишь надеяться, что предвыборная стратегия прямой коммуникации с разговорами, объяснениями, а в случае необходимости – извинениями не будет забыта.

На президентских и парламентских выборах 2019 года впервые в истории Украины ее граждане законным путем радикально поменяли исполнительную и законодательную власть, частично устранив от власти верхи паразитического истеблишмента. Возможно, новая власть должна будет объяснить своим избирателям, что их победа – это конец сказки и начало реальной жизни.

"