Posted 29 января 2020,, 10:40

Published 29 января 2020,, 10:40

Modified 7 марта, 15:24

Updated 7 марта, 15:24

Александр Михайлов: "Персональные данные давно доступны силовикам. Расслабьтесь"

Александр Михайлов: "Персональные данные давно доступны силовикам. Расслабьтесь"

29 января 2020, 10:40
"Новые известия" попросили генерал-майора ФСБ в отставке Александра Михайлова прокомментировать предложение главы Минсвязи Максута Шадаева раскрыть персональные данные граждан силовикам.

— Думаю, что в любом случае прямого доступа не будет, наверняка будет какая-то процедура. Честно говоря, это не инициатива министра связи, а инициатива силовиков. Министр связи до такого бы не додумался.

Я отношусь к этому в известной степени спокойно. Мы прекрасно понимаем, что подобная инициатива, с одной стороны, объективно необходима, с другой стороны, мы прекрасно знаем, как часто подобного рода данные используются «не по назначению».

— Ещё в 2006 году редакторы ток-шоу федеральных каналов покупали базы ГИБДД и списки телефонов жителей больших городов на Горбушке. Стоила база около 100 долларов…

— Дело в том, что сейчас это несколько сложнее.

Когда ты ведёшь оперативную разработку и решаешь серьёзные вопросы, не всегда есть время обращаться в суд. У оперов, как правило, всё горит и всё сырое. При этом у нас есть инструментарии для сдерживания использования этих данных не по назначению. Конечно, в обществе будет определённое напряжение. Все и так живут в условиях шпиономании и подозревают во всех смертных грехах наши специальные службы. Тем не менее, надо иметь в виду, что последние события, связанные с реакцией прокуратуры на неправомерные действия, выраженные в задержании сотрудников органов внутренних дел, которые инспирировали провокацию в отношении Голунова. У нас есть статьи УК, которые исключают использование данных не по назначению. В любом случае, внутренний регламент силовых структур очень чётко контролирует использование сведений. На то это и специальные службы.

— В цивилизованных странах всё-таки пытаются специальным службам дать по рукам…

— Дело в том, что когда мы говорим о необходимости получать разрешение в суде, это явно будет компенсировано ответственностью руководителя, который будет подписывать документ с обращением к оператору. В СССР санкцию на прослушивание телефонных переговоров давал первый заместитель начальника управления. Он брал на себя ответственность за эти действия.

А что такое суд? Приходит сотрудник силового ведомства, приносит запрос. Что, судья будет разбираться в следствии? Он подмахнёт бумажку. Вы написала дежурному судье. Ночью нужно поставить что-то. Всё подмахивают. Что судья знает? Вникает в саму разработку? Там можно написать такие «турусы на колёсах», объясняя необходимость доступа к персональным данным. Санкция суда носит формальный характер. А что, суд может не дать санкцию? Я не знаю таких случаев. Мы возлагаем большие надежды на суды, прекрасно понимая, какие зачастую неправомочные решения они принимают.

Что поменяется? Те же яйца, только в профиль. Ничего не изменится.

"