Posted 28 сентября 2020,, 16:19

Published 28 сентября 2020,, 16:19

Modified 7 марта, 14:30

Updated 7 марта, 14:30

Сабина Фишер: "Кремль не хочет понять, почему Германия охладела к России"

Сабина Фишер: "Кремль не хочет понять, почему Германия охладела к России"

28 сентября 2020, 16:19
Москва никогда не замечала и не ценила многолетние попытки немецкого руководства найти баланс между ограничительными мерами против агрессивных действий России и сохранить диалог даже в самых трудных условиях

Член экспертной сети ЕС – Россия по внешней политике Сабина Фишер анализирует на сайте Московского Центра Карнеги российско-германские отношения, радикально охладевшие в связи с отравлением Алексея Навального и заявлением Ангелы Меркель, в котором она фактически возложила ответственность за это на Россию. Эксперты поспешили сделать вывод о том, что доверительные отношения России и Германии на этом закончились, однако, по мнению Фишер, они закончились давно, просто в Москве это не до конца понимали.

Россия ошибочно воспринимала немецкую политику, начиная с 1990-х годов, когда объединение Германия способствовало ее максимальному сближению Европой. Однако тогда же Германия укрепляла связи и со странами Центральной Восточной Европы, стремясь как можно лучше интегрировать их в Евросоюз, а вот Россия уделяла своим бывшим сателлитам мало внимания, отчего-то полагая, что они и так находятся в российской зоне влияния. А уж расширение НАТО в конце 1990-х вообще поставило две страны по разные стороны баррикад.

Еще больше испортили российско-германские отношения революционные события в Грузии и на Украине. Затем последовали масштабные фальсификации на думских выборах 2011 года, подавление массовых протестов, возвращение Путина в президентское кресло. Германия вынуждено пересмотрела принципы своей восточной политики – и это ознаменовало собой окончательное разочарование в России. Именно тогда Берлин стал играть главную роль в введении европейских санкций против России в наказание за события в Крыму и на Донбассе.

С тех пор во взаимоотношениях двух стран возникали все новые и новые проблемы Тут и хакерская атака на серверы Бундестага со следами российских спецслужб в 2015 году, и фальшивка с похищением и изнасилованием в Берлине русской девочки в 2016 году, и заигрывание Москвы с ультраправыми партиями в странах Евросоюза, в том числе с «Альтернативой для Германии», и вмешательство в американские выборы в 2016 году и во французские в 2017 году. Потом была Сирия, покушение на жизнь Сергея Скрипаля и его племянницы, и так далее, и тому подобное...

И чем дальше, тем хуже: в 2019 году человек, связь которого с российским руководством была доказана, убил в центре Берлина бывшего чеченского полевого командира Торнике Хангошвили, а сегодня для всего мира очевидно, что Москва активно поддерживает диктатора Лукашенко, жестоко подавляющего совершенно справедливые протесты против фальсификации итогов президентских выборов.

И если Германия все это время даже в самые тяжелых обстоятельствах пыталась вести диалог с Россией, то Кремль этого совершенно не ценил и не замечал, продолжая действовать по-своему. Немудрено поэтому, что доверие Берлина к Москве было окончательно подорвано, и теперь даже чисто экономическая проблема «Северного потока-2», которая была отделена от политики, все теснее с ней связывается. И хотя на крайне левом и крайне правом фланге немецкого политического спектра все еще призывают сближаться с Москвой, центристские силы все дальше от нее отдаляются.

Отчего же этого не понимают в Кремле, задается вопросом эксперт? И приводит сразу три возможных этому объяснения.

  1. Они не знают об изменениях в немецком политическом и общественном сознании, поскольку чиновники, призванные это делать, не сообщают о них высшему звену властной вертикали.
  2. Они не понимают. Российские пропагандисты предпочитают списывать все это на козни американцев, от которых якобы зависит Германия, а действия своей страны совершенно безответственно трактуют как сугубо оборонительные, так чтобы скрыть причинно-следственные связи между своими действиями и их последствиями.
  3. Им все равно. Кремль вообще не верит в то, что отношения с Евросоюзом и Германией могут быть нормальными, поскольку уверен, что в постоянном ухудшении их он никоем образом не виноват, а стало быть и улучшить их не в его силах. К тому же, он отчего-то уверен в том, что Западный мир стремительно теряет свое влияние на мировую повестку, а стало быть с ним и говорить не о чем.

В любом случае, Германия, по мнению эксперта, пока что не будет окончательно отказываться от диалога с Россией, но утраченное доверие к ней она восстанавливать не собирается до тех пор, пока Кремль сам не осознает свою истинную роль в ухудшении отношений.

"